24 декабря 2022 г. в рамках X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и методики обучения истории и обществознанию» в Псковском государственном университете открыл работу одноименной секции доклад старшего преподавателя кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ, директора Музея МПГУ Владимира Юрьевича Борисова на тему «Концепция исторического просвещения в начальной школе и обновление программ подготовки учительских кадров».
В своем выступлении В.Ю. Борисов представил как проект концепции исторического просвещения в начальной школе МПГУ, так и пути развития этой концепции с детализацией по формам обучения и темам занятий.
Особое внимание было уделено подготовке учительских кадров для начальной школы с историческим профилем.
Например, предлагается реализовывать историческое просвещение на уроке и внеклассной деятельности с учетом принципа историчности и возрастных особенностей детей начальной школы. Также представлена концепция с наиболее эффективными формами исторического просвещения в начальной школе по возрастным группам. Так, в первом классе предлагается вести работу на основе литературного эпоса (сказки, былины, легенды, игры), а в четвертом классе дополнить такими формами, как проектная деятельность, моделирование, художественный образ, эксперимент. Например, образ эпохи Древней Руси встречается в формах народного устного и письменного творчества, иллюстрациях и музыке на таких уроках, как литература, музыка, изобразительное искусство, технология, русский язык, окружающий мир и ОРКСЭ.
Межпредметная основа и предметная реализация (история изучаемой темы, события, явления) исторического просвещения предполагают минимизацию дополнительной нагрузки на учителей начальных классов.
Содержание концепции исторического просвещения предлагается сделать укрупненными тематическими разделами (блоками) по годам, посвящая весь учебный год (уроки и внеурочную деятельность) историческому периоду или событию, например: 1 класс «Древняя Русь», 4 класс «Золотой век» русской культуры, реформы Александра II, Мировые войны, Советский Союз и Россия.
Это даст детям необходимый базис для последующего системного изучения истории в средней школе, общее понимание истории страны и своей роли в современной истории России.
Выступление В.Ю. Борисова вызвало большой интерес: произошел обмен мнениями и небольшое обсуждение подходов к историческому просвещению с позиций разных исторических школ и вузов.
Факультет начального образования Института детства МПГУ и, в частности, кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе ведут работу по формированию содержания исторического просвещения в начальной школе и созданию практических рекомендаций по проведению разных форм занятий с детьми.