В статье директора Института детства МПГУ А. А. Алмазовой, старшего преподавателя кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ В. Ю. Борисова, заведующего кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ Э. М. Галямовой, декана факультета начального образования Института детства МПГУ М. А. Олейниковой, доцента кафедры начального филологического образования имени М. Р. Львова Института детства МПГУ Т. А. Солнцевой показаны результаты первого года обучения студентов Московского педагогического государственного университета, обучающихся на уровне базового высшего образования по экспериментальной программе «Начальное образование и История» в рамках реализации пилотного проекта трансформации высшей школы. Определены ключевые особенности образовательной программы, отраженные в соответствующих учебных дисциплинах: учет исторического просвещения и основ духовно-нравственного воспитания – научные основы исторического знания, освоение традиционных российских ценностей, цифровая образовательная среда, две квалификации выпускника и др. Определена группа базовых компетенций для укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки», рассмотрены основные профессиональные компетенции выпускника. Проведен анализ успеваемости студентов-первокурсников в конце второго семестра обучения. Определены причины академических затруднений и намечены перспективные задачи реализации программы базового высшего образования «Начальное образование и История».
Ключевые слова: историческое просвещение, базовое высшее образование, пилотный
проект, Ядро высшего педагогического образования, трансформация высшего образования, подготовка учителя начальных классов.
Полный текст статьи: Концепция исторического просвещения школьников как контекст построения программы высшего педагогического образования «Начальное образование и История»
Для цитирования: Алмазова А. А., Борисов В. Ю., Галямова Э. М., Олейникова М. А., Солнцева Т. А. Концепция исторического просвещения школьников как контекст построения программы высшего педагогического образования «Начальное образование и История» // Наука и школа. 2025. № 1. Часть 2. С. 48–62. DOI: 10.31862/1819-463X-2025-1-2-48-62