Студенты Московского педагогического государственного университета летом имеют уникальную возможность пройти вожатскую практику в различных лагерях. Мы пообщались с тремя студентками 4 курса Института иностранных языков – Антоновской Анной, Орловой Натальей и Юлией Артеевой, которые этим летом проходили вожатскую практику в детско-молодежном лагере «Созвездие НЕО» (также известном как «Neo Camp»). Девушки поделились своими впечатлениями о работе с детьми, особенностями лагерной жизни, возникающими трудностями и приобретенными навыками. Их истории показывают, насколько важно проходить летнюю практику с детьми.
Здравствуйте, девушки! Благодарим, что нашли время пообщаться. Для начала, расскажите, пожалуйста, где вы проходили практику и какие условия предлагает этот лагерь для детей и персонала?
Орлова Наталья: Мы все проходили практику в ООО «Созвездие НЕО», в детско-молодежном лагере «Neo Camp». Он расположен в лесном массиве Калужской области. У нас была обширная территория с тропинками, лавочками, клумбами. Множество спортивных площадок – футбольное, волейбольное, танцплощадка, теннисный корт, крытый бассейн, актовый зал. Проживание в двухэтажном жилом корпусе с игровыми зонами и штабом.
Отлично! Теперь перейдем к вашим отрядам. С какими детьми вам довелось работать, и какие особенности вы могли бы выделить?
Антоновская Анна: У меня был 3 отряд, дети от 9 до 11 лет – 34 человека. Каждый ребенок был уникален, но у них было сильное чувство справедливости – если кто-то нарушал дисциплину, весь отряд требовал наказать. Отряд разделился на две группы: мотивированные к выступлениям и те, кто больше любил спорт. Мальчики предпочитали футбол и лазертаг, девочки – творческие кружки и бассейн. У нас был особенный мальчик с предположительным РАС, для которого социализация была важной целью.
Орлова Наталья: Я тоже работала с 3 отрядом. Дети были очень активными, любознательными и стремились участвовать во всех мероприятиях. Они проявляли большой интерес к творчеству (отрядный уголок, плакаты, театральные постановки) и спорту. Основной целью их приезда были новые друзья, впечатления и активный летний отдых.
Юлия Артеева: У меня был отряд из 27 детей в возрасте 11-13 лет, с примерно равным числом мальчиков и девочек. Большинство из них активно занимались спортом, в частности, волейболом, но также были танцоры и художники. Цели приезда были разнообразны: спорт, творчество, новые знакомства, свежий воздух. Дети были очень активными и участвовали во всех мероприятиях с большим энтузиазмом.
Насколько разнообразной и насыщенной была программа смены? Что нового и интересного ждало детей каждый день?
Антоновская Анна: Смена была очень разнообразна, даже порой слишком, некоторые дети жаловались на усталость. Утром зарядка, потом завтрак и активности – творческие, спортивные, постановка сценок. Проводились фестивали холи, обливашки, пенные вечеринки. Больше всего детям понравились «салоны». По сути, это был бизнес-день: дети открывали в своих комнатах салоны с массажем, красотой, тату, комнатами страха, ЗАГСом, гаданиями и игровыми комнатами. Также была бумажная вечеринка, а каждый вечер проводился огонек с легендой-подводкой для рефлексии дня.
Орлова Наталья: Разнообразие активностей позволяло удовлетворять потребности детей в командной работе, творчестве и спорте. Днем был выбор спортивного инвентаря, бассейн, настольные игры. Вечерами – театральные постановки, танцевальные и песенные конкурсы, вечера кино или дискотеки. Также проводились тематические свечки, лепили макет Neo Camp из пластилина и придумывали целые «салоны», где дети могли превращать свои комнаты в различные заведения – от массажного салона до казино или салона красоты.
Интересно, а какая была тематика у ваших смен?
Антоновская Анна: Тема моей смены – «Тридевятое царство». Отряды назывались царствами, вожатые – правителями царств, наш отряд был «Хогвартс». Мероприятия и сценки имели сказочную тематику.
Юлия Артеева: Наша смена также была посвящена сказкам, что добавляло волшебства и увлекательности в повседневные занятия. Мы активно использовали элементы сказок в мероприятиях, развивая креативность детей.
Как вы видели свою роль вожатой, и какие цели ставили перед собой в работе с детьми?
Антоновская Анна: Я видела себя лидером – моделью поведения для детей, примером воспитанного, позитивного человека. Старшая вожатая говорила, что есть вожатые-психологи и вожатые-организаторы, и я, скорее, психолог-вожатый, так как мне легко было найти подход к каждому ребенку. Моей целью было быть вожатой, которой дети могли доверять, что приводило к их большей организованности. Я стремилась к сотрудничеству и взаимопониманию.
Орлова Наталья: Я видела себя в роли друга для детей, но в то же время заботливого и ответственного воспитателя и наставника. Моя основная цель: помочь в создании положительных впечатлений и воспоминаний, проявить свои наилучшие качества педагога.
Юлия Артеева: Я видела свою роль как наставника и организатора. Моя главная цель — создать комфортную и дружелюбную атмосферу, способствовать развитию детей и поддерживать их интересы, помочь им раскрыть таланты и научиться работать в команде.
Какие мероприятия и кружки вам лично удалось организовать или принять участие в их подготовке?
Антоновская Анна: Я была подменяющей вожатой, проводила кружки за тех, кто на выходном: рисование, плетение фенечек, волейбол, бисероплетение, оригами. Также я была разводящей.
Орлова Наталья: Я являлась организатором театрального и танцевального мероприятия, кружка изобразительного искусства, проводила различные игры на свежем воздухе, тематические квесты, инициировала и контролировала участие детей в отрядных мероприятиях, помогала коллегам в составлении развлекательной программы.
Юлия Артеева: Я организовала множество мероприятий. Среди них была наша визитка отряда, конкурс «Сопелка», где дети представляли песни в виде сценок. Мы переснимали известные мультики и, конечно, создавали наш отрядный уголок.
Конечно, не все всегда идет гладко. С какими трудностями вы сталкивались во время работы и как их преодолевали?
Антоновская Анна: Основная трудность была в моем волнении и неуверенности, особенно с гиперактивными детьми. Думала, будет трудно начать диалог, но все оказалось проще – нужно было просто начать. Ключом был индивидуальный подход: общение с теми, кто просился в медпункт или был одинок, поддержка скучающих по дому детей. Также было трудно придумывать танцы и сценки, но дети сами предлагали идеи, и мы придумывали сообща.
Орлова Наталья: Могу отметить немногочисленные расхождения в идеях и предпочтениях у детей, которые препятствовали составлению сценариев. Преодолевали трудности поиском компромиссов или равномерным участием каждого ребенка.
Юлия Артеева: Одной из трудностей было управление временем, чтобы успеть провести все запланированные мероприятия. Я преодолела это, составив четкий график и заранее распределив роли среди детей, что помогло избежать путаницы и обеспечить вовлеченность каждого.
Какие качества вы считаете наиболее важными для успешной работы вожатого?
Антоновская Анна: Определенно, важны лидерские качества: ответственность, эмпатия и стратегическое мышление. Важно иметь планы Б и В для непредвиденных ситуаций. Терпение и открытость в работе с детьми, но при этом сохранение границ, чтобы ребенок понимал, что перед ним взрослый человек, авторитет, на которого хочется равняться.
Орлова Наталья: Ответственность, пунктуальность, сосредоточенность, твердость характера, внимательность, эмпатия, проницательность, отзывчивость.
Юлия Артеева: Наиболее важными навыками считаю умение работать в команде, коммуникабельность, креативность, терпение и, безусловно, способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях.
И, наконец, какой главный совет вы бы дали тем, кто только собирается пройти практику в лагере в качестве вожатого?
Антоновская Анна: Главный совет – доверяйте себе. Сомнения – единственный враг, способный помешать раскрыться. Ваша активность и идеи раскроются ярче с верой в свои силы. Приготовьтесь трудиться не покладая рук. Первые трудности – проверка на прочность, но пройдя ее, вы ощутите плоды своей работы. Искренняя благодарность детей и их любовь станет высшей наградой.
Орлова Наталья: Я рекомендую открыться этому опыту полностью. Это будет тяжело, но это подарит самые яркие эмоции, бесценный опыт и настоящую дружбу.
Юлия Артеева: Я рекомендую быть открытыми к новым идеям и не бояться экспериментировать. Очень важно наладить контакт с детьми и создать доверительную атмосферу. Также стоит заранее подготовить план мероприятий и быть готовыми к изменениям, так как работа с детьми всегда полна сюрпризов.
Наши беседы с Анной Антоновской, Натальей Орловой и Юлией Артеевой оказались очень откровенными и позволили нам глубоко погрузиться в мир вожатской практики. Каждая из девушек рассказала свою историю и поделилась своим опытом. Это очень ценно. Мы были очень рады пообщаться с девушками и благодарим их за их искренность. Надеемся, что наша статья вдохновит многих читателей на работу с детьми в лагерях. Ведь лагерь- это маленькая жизнь не только для детей, но и для вожатых!
Интервью подготовили:
Смирнова Татьяна и Анна Воробьева,
студентки 3 курса МПГУ,
педагогическое образование (английский язык).
Редакция Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фотографии и материал для статьи предоставили студентки 4 курса Института Иностранных Языков – Антоновская А., Орлова Н. и Артеева Ю.










