Франц-Йозеф Кун – международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.
„Я верю в лошадь! Автомобиль – явление временное! “
Спустя столетие после этого пророчества германского кайзера Вильгельма II и после нескольких промышленных революций на наших дорогах появляется поистине самодвижущийся экипаж: автомобиль без водителя! Сейчас мы говорим об индустрии 4.0 – машины соединяются с машинами, машины с роботами, роботы с людьми.
«Интернет вещей» через сенсоры объединяет все или почти все, что нас окружает: смартфоны, «умные дома», «умные автомобили», «умная энергия», «умная торговля», «умный банкинг»…, пока все не станет «умным», даже общество. 3D-принтеры способны возводить многоэтажные дома в течение одной недели. Программы голосовой поддержки (Speech-Assistants) при обращении к ним дают из интернета ответы на любые вопросы, от тривиальных до сложных.
Сейчас мы переходим границу между «искусственным интеллектом» и «искусственным суперинтеллектом», в результате чего компьютеры, объединенные сетью, или квантовые компьютеры становятся самообучающимися системами.
Столь замечательные изобретения и разработки вызывают радость и изумление, но, тем не менее, одновременно возникает целый ряд сложных вопросов. Не превратится ли Homo sapiens вследствие постоянного апгрейда в Homo optimus и одновременно в раба тех систем, которые сам создает? Или даже в киборга, состоящего из технических и генетических элементов, некое улучшенное подобие Франкенштейна?
Не станет ли искусственный, способный к самообучению суперинтеллект, мощность которого будет постоянно наращиваться, в котором будут собраны и объединены все знания и умения, существующие в мире, неким подобием бога, все знающем, все умеющим и потому доминирующим? Специалисты говорят о «нейронных сетях», то есть о самообучающихся структурах, состоящих из искусственных нервных клеток, которые будут мыслить подобно человеку и обретут способность к интуитивным действиям. Мы, обладая ограниченными интеллектуальными возможностями, перестанем понимать эти компьютеры, мы даже не можем осознать, какими измерениями, категориями и критериями они руководствуются в своих «действиях».
Превратится ли наша капиталистическая экономика в систему общин и кооперативных товариществ, когда информационные технологии (если не учитывать затраты на разработку) сведут производственные издержки почти к нулю, когда раздельное пользование и права доступа вытеснят владение и конкуренцию, как прогнозирует футуролог и консультант ЕС Джереми Рифкин?
Технологические, экономические, социальные рамочные условия сейчас больше, чем когда бы то ни было, подвержены быстрым изменениям, причем скорость, динамика и масштабы этих процессов постоянно нарастают. До сих пор можно было исходить из того, что в результате всех технологических прорывов, связанных с началом использования энергии воды и пара, с распространением автомобиля, электричества, с автоматизацией и компьютеризацией число новых рабочих мест превышало число тех рабочих мест, которые вытеснялись с рынка.
Сейчас, во время ограниченного по времени периода перехода к электронной инфраструктуре, возобновляемой энергетике, к энергетически автономным зданиям еще сохраняется значительная потребность в рабочей силе. Осборн и Фрей, исследователи из Оксфорда, опубликовали работу, согласно которой в течение следующих 20 лет 47% всех профессий окажутся под угрозой. В Германии в связи с высокой степенью индустриализации эта доля составляет 58 %. Профессиональные навыки множества людей окажутся невостребованными. Их работу возьмут на себя компьютеры, роботы, 3D-принтеры. Их профессии станут ненужными на рынке труда. Что произойдет с этим огромным числом недостаточно квалифицированных работников и людьми, профессия которых более не востребована рынком? Последствия этого предсказать невозможно. Возникнут колоссальные проблемы социального, психологического, экономического и политического характера. Задачи, достойные Геркулеса! Удастся ли трансформировать рынок труда? Вопрос о справедливости встанет перед нами в совершенно иной перспективе.
Станет ли необходимостью введение безусловного дохода для всех граждан? Как этот доход будет финансироваться? Нужно будет придумать новые источники налогов. Кто будет покупать новые продукты, состоятельные верхние слои населения или ставшие немногочисленными представители среднего класса, которые, однако, будут иметь работу и получать за нее достойное вознаграждение?
Рифкин утверждает, что развитие в будущем будет строиться на четырех принципах: общедоступность и свободное распространение информации, культура сотрудничества в обучении, вера в экономическую независимость местных сообществ и обеспечение производства на базе концепции устойчивого развития.
Какой ответ сможет дать школа и университеты на эти экзистенциальные вопросы?
Правда, в наших детских садах пытаются воспитать «маленьких исследователей», а в начальной школе вновь начинают преподавать естественные и технические дисциплины. Идеально было бы, если дети могли бы сами отвечать на возникающие у них вопросы, проводя эксперименты. В некоторых начальных школах ученики знакомятся с программированием, используя новозеландскую методику – ´Computer Science Unplugged´. При этом устройство компьютера и принципы программирования объясняются без применения технических устройств. Или язык программирования «Scratch», разработанный в MIT, который с большим успехом используется во многих странах мира. Дети получают возможность составлять собственные программы из небольших готовых пакетов данных и графических блоков.
В средней и старшей школе проводятся уроки информатики. Можно надеяться, что такая практика будет внедрена повсеместно и что этот предмет войдет в число обязательных!
В сфере профессионально-технического образования уже достигнут более значимый прогресс, в частности, благодаря реализации концепции «обучения по требованию» (Learning on Demand) и включению в учебный процесс обучения на конкретных объектах и проектной деятельности.
Как выглядит ситуация с профориентацией?
Топ-менеджеры 350 крупнейших концернов мира в ходе опроса перечислили следующие приоритетные сферы будущего: робототехника, 3D-печать, нанотехнологии, генные технологии, биотехнологии, мобильный интернет, профессии, связанные с IT, и общие инженерные компетенции.
Университетам придется предлагать курсы для учащихся без отрыва от производства. В рамках массовых открытых онлайн-курсов (Moocs) или используя проект Coursera, студенты смогут увидеть лекции лучших профессионалов мира. Прямые консультации преподавателей они получат в ходе очных занятий, а семинары сменятся видеоконференциями…
Нам нужно помочь школьникам создать индивидуальную образовательную среду, составить собственный учебный план, поскольку ´ненаправляемое образование ´ и ´персонификация обучения ´, которую активно продвигает создатель сети Facebook Марк Цукерберг, инвестируя в этот проект миллиарды, станет в будущем одним из способов обучения. При этом пробелы в знаниях ученика будут определяться компьютером, в результате чего ученик получит целенаправленные персонифицированные задания. Исследователь образования профессор Вим Вин (университет г. Дельфта), форсирует развитие обучения в сотрудничестве: 6-8 учеников, студентов, сотрудников предприятия создают группу, определяют задачу, ищут инструменты в глобальной сети, делятся информацией и совместно движутся к цели.
Издательства знают, что через десять лет традиционный учебник утратит свою ведущую роль в образовательном процессе. Через двадцать лет мы не сможем узнать нынешнюю школу. При этом издательства жалуются на недостаток электронного оборудования и упрямство школ.
Однако они могут улучшить свое предложение и использовать открывающиеся возможности, предлагая, например, гибридные учебники, учебники с QR-кодами, с сериями электронных иллюстраций, видео, записанными обращениями авторов. Вместо электронных курсов необходимо разрабатывать комплексные обучающее сценарии и комбинации физических и цифровых инструментов, образовательные модули (Edu-Bricks), представляющие собой целостные элементы учебного процесса, которые могут объединяться в цепочку, образовательные игры и многое другое.
В будущем залогом успеха будет наличие творческих способностей и конструктивных компетенций при широком общем образовании. Образовательный процесс переходит от конформизма и производства «массового продукта» к созданию множества возможностей и альтернатив. Поэтому важно, чтобы наши школьники понимали Гейне и Брехта, Фонтане и Шиллера. Необходимо также, чтобы они лучше разбирались в истории и политике, в философии и этике, а также в экономике и финансах.
Триада, состоящая из искусств, гуманитарных наук и дисциплин математического, технического и естественнонаучного цикла – современное общее образование – открывает перед школьниками пути в будущее. Известный педагог Хартмут фон Хентига сказал когда-то, что важно «придать человеку силы, разъяснив ему природу вещей». Эти слова не теряют актуальности и сегодня.
Нам необходима широкая общественная дискуссия. У нас (во всяком случае, пока) есть возможности выстроить этот процесс правильно. Давайте ими воспользуемся!
Франц-Йозеф Кун
01.06.2016