Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Итоги осенней пилотной учебной этнографической экспедиции

Новости МПГУ

29 сентября 2018 года в подмосковном Сергиевом-Посаде стартовала пилотная учебная этнографическая экспедиция в рамках Московского молодежного семинара-форума «Москва многоликая и разноязычная».  В ее состав вошли финалисты конкурса дизайнерских проектов для столичных школьников и студентов – учащиеся из более 15 учебных заведений Москвы.  В течение шести дней они знакомились с накопленным в России уникальным опытом межэтнического и межрелигиозного сотрудничества, участвовали в многочисленных мастер-классах и, конечно же, получили положительные эмоции, завели новые знакомства, обменялись опытом и создали свои новые совместные образовательные проекты. Одним из них стал «Дневник экспедиции», созданный самими участниками.

День первый. Начало.

Уже в рамках первого дня экспедиции была проведена колоссальная работа: участникам всего за пару часов удалось и познакомиться, и рассказать о своих проектах, но главное – стать единым коллективом.

Образовательный блок первого дня состоял из культурно-образовательного занятия «Религии мира в Москве», а также включал проектную мастерскую. (Азарнова Анна, МПГУ)

День второй. От дома к дому, от яранги к чуму.

Этнографическая экспедиция продолжает набирать обороты.
Второй день был ярким и насыщенным, а начался он в этнопарке «Кочевник», недалеко от самого Сергиева-Посада. В течение двух часов мы знакомились с аутентичными жилищами кочевых племен, населяющих Центральную Азию, Забайкальский округ, Республику Бурятию и Крайний Север. Экспертом и проводником в загадочный мир кочевого быта стал Умка (Евгений Кайпанау). Он не только рассказал, как были устроены дома, как воспитывались дети, но и поделился историями из своей жизни на Чукотке, где он родился и вырос. Окунуться в атмосферу быта и забот кочевых племен мы смогли на мастер-классе по изготовлению куклы-оберега северных народов – Акань. Основу изделия составил искусственный фетр, а украшениями стали яркие бусины и натуральный мех.

Вторая половина дня была посвящена русскому быту и проходила в музейном комплексе «Конный двор». В рамках образовательных занятий «Мир русской деревни» и «Традиционные элементы народных промыслов и архитектурного наследия России» познакомились с подлинными произведениями народного искусства: от резьбы по дереву до тканых платков, от костяных украшений до искусных шкатулок. Крестьянские жилища, предметы бытового обихода, сопровождающие человека от рождения до последних дней жизни, рассказ о способах украшения и ритуальном значении этих предметов, многим из которых уже более 200 лет, – все это пробудило ощущение сопричастности с нашей многонациональной страной и желание изучать культуру и историю народов России. (Азарнова Анна, МПГУ)

Нам кажется, что нас невозможно удивить, что мы все видели уже из быта крестьян. Но то, как это представлено в музейном комплексе «Конный двор», завораживает и вызывает восхищение: как можно было творить такую красоту?!  Нам посчастливилось увидеть фрагменты наличников, внешний вид фронтона крестьянской избы в натуральную величину, ее внутреннее убранство. И наряду с гордостью за нашу Родину возникает грусть, почему это великолепие деревянного зодчества уходит из нашей жизни, вытесняясь однотипными бетонными сооружениями?

Второе занятие «Традиционные элементы народных промыслов и архитектурного наследия России» открыло чарующий мир декоративно-прикладного искусства. Это занятие грело душу, ведь каждое изделие поражало красотой: дерево, глина, стекло, фарфор, кость – любой материал податлив под умелой рукой мастера. Помимо обильно декорированных предметов быта, были представлены игрушки, каждая из которых особенна. Конечно же, помимо истории развития каждого из представленных ремесел, мы узнали и об их отличительных чертах и технологических приемах изготовления изделий.
В каждом зале можно было найти удивительные вещи: что-то поражало своим изяществом, тонкостью исполнения, а что-то, напротив, восхитило своим размахом. (Кристина Ведерникова, МПГУ)

День третий. В поисках райской птицы гуслицы.

Утро. 7:15. Глаза открывать не хочется: за окном ведь всё равно ещё темно. Сели в автобус. И вот перед нами небольшой городок Подмосковья – Егорьевск,
очень милый, невысокий, в основном с двухэтажными домами. Но все в нем пропитано особой атмосферой – это город уюта и простой красоты. Забавно и необычно смотрятся здания в стиле модерн на фоне традиционных деревянных домов – пятистенок. Но мало кто знает, что для знакомства со старообрядчеством не надо отправляться в Сибирь, а достаточно приехать сюда в Егорьевский район, который часто называют «Страрообрядческой Палестиной».

Здесь сохранилось уникальное оформление книг – гуслицкая роспись. «Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах…грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством» (Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX века. 1904г. ). Удивительно, что, работая над орнаментами, мастера- и мастерицы-переписчики пользовались собственными архивами прописей, на полях которых принято было указывать точную ссылку на древние, 17 века и ранее, оригиналы. Данная роспись уникальна и не имеет аналогов.  Обязательно надо приехать еще раз в Егорьевский историко-художественный музей, который является ныне самым крупным учреждением культуры, работники которого пытаются осмыслить, систематизировать и сохранить гуслицкое наследие. В музее хранятся старинные старообрядческие певческие книги, украшенные этой необыкновенно красивой росписью. И нам посчастливилось прикоснуться к древним истокам культуры родного края и попробовать себя в этом промысле. Очень простые, с первого взгляда, рисунки оказались сложны в своем исполнении. (София Левина, ГБОУ Гимназия №1514)

День четвертый. Читая узоры шали русской.

На четвёртый день мы отправились в село Казанское, где находится храм Казанской иконы Божией Матери, построенный крестьянами и давший название селу, которое до той поры именовалось Меря. Главной особенностью этого храма являются уникальные святыни, сохранившиеся с момента их создания и ни разу не реставрировавшиеся. Удивительно, что храм за время своего существования никогда не закрывался: даже в советское время здесь проходили богослужения и шли занятия в школе. После посещения храма мы отправились в 4-хклассовое училище, которое для простоты понимания и называют школой. Здесь, помимо учебных кабинетов, находится музей истории села Казанское и храма Казанской иконы Божией Матери. Экспонаты – это либо старинные вещи местных жителей, либо предметы, найденные на территории Павловопосадского района. Приятно было заметить, с каким трепетом и уважением рассказывают о каждом предмете-экспонате. В конце экскурсии нас ждал приятный сюрприз – совместное чаепитие с вкусными пирогами и печеньем. Далее наш  путь лежал в город Павловский Посад, где мы посетили историко-художественный музей. В зале павло-посадского платка узнали технику нанесения узоров и краски на шаль: оказывается, сначала мастера создают будущую зарисовку четверти платка – крок, затем с помощью манера и киянки набивают контур рисунка, а потом, используя уже плашки для цвета, разукрашивают платки. Ну и как же без мастер-класса! Мы  изготовили бусы из лоскута павловопосадского платка и керамзита – просто и современно.

Чтобы более подробно ознакомиться с ткацким делом, мы отправились в «Музей истории русского платка и шали», где нам рассказали про этапы производства, назначение, многообразие видов и различия между платками разных регионов России. И оказывается, новгородские платки выглядели богаче московских, поскольку именно в Нижнем Новгороде заканчивался Великий Шелковый путь! Познакомившись с историей платков и шалей, отличавшихся только размерами, захотелось попробовать и себя в ткацком деле! Мы набивали различные рисунки на небольшом лоскуте, используя подготовленные трафареты и молоточки. Таким образом, каждый увёз с собой памятный сувенир в виде собственноручно украшенного платка.

Вот и крайняя точка маршрута этого дня – деревня Аверкиево, где находится Троицкий храм, построенный на средства Александра Самарина в честь его жены Веры Мамонтовой, дочери известного мецената Саввы Мамонтова. Храм когда-то украшали майоликовые изразцы, выполненные в усадьбе Абрамцево по эскизам М. Врубеля. Сейчас реставраторы по сохранившимся элементам и наброскам восстанавливают изразцовые узоры.

Потом, немного прогулявшись по деревне, заходим в арт-избу – дом Павла Кашина, доставшийся ему некогда от бабушки. Вся изба украшена картинами, книгами, разными безделушками двух современных художников – Андрея Прахова и Вадима Сташкевича. В доме царит атмосфера полного артхауса! При попадании внутрь создаётся ощущение художественного беспорядка, каждый сантиметр этой избы украшен какой-то необычной и оригинальной вещью, даже на потолках висят уникальные плакаты, картины, гирлянды.

После ужина состоялась проектная мастерская, на которой мы узнали, как создается социальный проект и даже попробовали себя в роли разработчиков, попытавшись раскрыть одну из важнейших проблем современности – сохранение культуры народов в мире техники. Сегодня был очень насыщенный день. Спасибо! (Краличкина Анастасия, МГМУ им.Сеченова).

День пятый. В краю журавлиных песен.

Талдомский историко-литературный музей. Небольшой, но захватывающий тебя с первой секунды. История города Талдома, значение его в истории Российского государства; вереница имен наших предков, о многих из которых мы и не слышали, но которые столько сделали для величия России.  Дмитрий Иванович Волков – именно ему принадлежал этот дом, где сейчас располагается музей. Он, как и многие жители этого города, занимался обувным и кожным делом. Такие маленькие музеи больше проникают в твою душу и, словно голос твоих предков, подталкивают к изучению не только учебника истории, но и собственного семейного архива, заставляют задуматься, откуда пришли твои прадеды, чем они занимались, в чем ты похож на них.  (Ян Тихтий, ГБОУ школа №630)

А кто не хотел хоть раз побывать на фабрике фарфора, узнать секреты рождения фарфоровой чашечки? Вот и мы направились на фабрику “Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках”. Это место располагается в устье двух рек, которые богаты глиняными месторождениями. Нам рассказали о «Книге Легенд», описывающей все события, когда- либо происходившие с предприятием и на предприятии. Одной из них оказалась легенда о том, как местный ремесленник Феофан делал всевозможные поделки из глины для детей, которые увидел Гарднер и впоследствии здесь открыл свою мануфактуру. Глина из местных рек ему не подходила, поэтому он стал её искать по всей России и нашёл её в Чернигове (по сей день глину для фарфора заказывают там).
Гарднер хотел сделать фабрику по изготовлению фарфора одной из передовых в России, поэтому нанял на работу лучших точильщиков, гончаров и живописцев.
На фабрике раньше работало около 4000 человек, сейчас же количество рабочих снизилось до 250. После смерти Гарднера производство перешло в руки М. С. Кузнецова.
Мы познакомились со всем процессом производства фарфора: от того, как готовится глина, сколько этапов она проходит до того момента, как заготовка попадает в печь. Каждый работник на фабрике занимается определённым делом. Кто-то делает форму продукта, кто-то обрабатывает, кто-то прикрепляет носики к чайнику и т.д. Заготовка проходит 8-часовую “дорожку” в печи. А за день готовят около шести тысяч изделий. Нас поразило, что и сейчас в век технологий изделия расписываются вручную. Это даже со стороны выглядит сложно и кропотливо. Во второй части нашего путешествия по фабрике нам устроили мастер-класс по росписи фарфоровой тарелки. Нам доступно все объяснили, чтобы наша работа была безопасной, увлекательной и принесла нам замечательный результат, который нас бы смог порадовать. Все уехали довольные посещением данного места!  (Галина Бузинова, МПГУ)

День шестой. Возрождение ремесла.

У каждого из нас в детстве, наверно, была деревянная игрушка «Курочки». Помните удивление: как это курочки так проворно клюют зернышки? Эти курочки, как и мишки-кузнецы, родились здесь – в селе Богородское, которое с давних времен славится производством деревянных резных игрушек. Поэтому отправляемся в это село на фабрику игрушки – не погиб ли промысел? Встречает нас памятная стела солдатам, погибшим в боях Великой Отечественной войны; на вершине стелы расправил крылья скорбящий ангел, вырезанный одним из искусных мастеров Богородского. Проходим в музей. Голову кружит запах древесины.

Богородское — село старинное. Уже в XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы художественного промысла обработки дерева. А началось все с крестьянки, которая превратила обрубок печного поленца в простую куколку для своих детей. По счастливой случайности куколку увидел московский купец и стал продавать ее на ярмарках. Так простая куколка Аука дала начало целому промыслу.

Сегодня мастера Богородской фабрики делают деревянных медведей на планках, солдатиков, которые легким движением руки выстраиваются в колонны, шахматы, а порой даже портретные скульптуры. И расписывают они их не кисточкой и красками, а тонкой резьбой, да так, что сложно поверить, что на такое способны руки человека, а не волшебника. Мы, в свою очередь, тоже внесли свою лепту в историю мастерской, собрав своими руками веселых медведей с самоваром. (Незаметдинова Диляра, МПГУ) 

Вы знаете, где была написана знаменитая картина Серова «Девочка с персиками»? Наша экспедиция побывала в усадьбе Абрамцево, где и был создан этот шедевр. Место пропитано духом русского импрессионизма. Зайдя в дом Аксаковых, вы встречаетесь с миром художников и поэтов, имя которых известно на весь мир. Здание в стиле модерн сохранило своеобразие и по сей день. Великие художники Васнецов, Репин, Серов, Поленов писали здесь свои лучшие работы, устраивали художественные дуэли, просто гуляли по этим дорожкам. Слушая экскурсовода, рассказывающего о жизни усадьбы, ее гостях и хозяевах, невольно думаешь, что в наше «быстрое» время, уже никто не оставляет автограф на скатерти, который хозяйка потом вышьет разноцветными нитками на память следующим поколениям. Слушаешь и удивляешься, как много знали, умели те люди, про которых из школы мы знаем лишь даты рождения и смерти и названия пары произведений, включенных в школьную программу. Одна усадьба расскажет больше, чем книга по истории: здесь перед твоими глазами судьбы людей, а там обезличенные события. Возрождение художественных мастерских в Абрамцево – это как новый творческий виток жизни усадьбы. Мы уехали с новыми творческими идеями, которые воплотим в своих проектах уже сегодня вечером!  (Дарья Севастьянова, МИРЭА – Российский технологический университет)

Изучайте свой край! Он хранит много интересного и для этого не надо далеко ехать, достаточно просто выйти из дома!!

 

Редакция материала: Надежда Самойлова

 

19 / 11 / 2018

Показать обсуждение