По традиции в период с февраля по апрель ежегодно Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ реализует программы профессионального обучения «Вожатый» и «Основы вожатской деятельности». В 2021/2022 учебном году на них было зачислено более 950 обучающихся МПГУ из 13 учебных структурных подразделений, включая колледж МПГУ, а также студентов Ставропольского и Дербентского филиалов МПГУ. Помимо студентов нашего университета квалификацию «Вожатый» получали слушатели из 16 регионов России. По региональному охвату слушателей программ профессионального обучения вожатых МПГУ в этом учебном году занял первое место среди педагогических вузов страны.
На протяжении полутора месяцев слушатели были включены в очень насыщенную образовательную программу, особенностью которой являются вебинары по игропрактике. Обучающиеся в режиме онлайн приняли участие в занятиях и мастер-классах ведущих преподавателей МПГУ, специалистов организаций отдыха и оздоровления детей. Во время вебинаров студенты познакомились с организацией игровых квестов с помощью мобильных приложений, игровых технологий информационно-медийного общества: кейсами “Собери выпуск новостей”, “Пресс-конференция”, «Игра как элемент формирования отряда» и технологиями вовлечения детей в создание авторских игр.
Исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», кандидат педагогических наук Суховейко Галина Станиславовна рассказала о роли вожатого в течение смены. Во время цикла вебинаров спикеры не только давали новые знания и навыки в области игропрактики, но и делились опытом Школы вожатых МПГУ “Yo-вожатый!».
При составлении программы цикла вебинаров в этом году были учтены пожелания выпускников прошлого года программы профессионального обучения. Поэтому особое место заняли практические вебинары о том, как выбрать увлекательную настольную игру на смену, как расширить игровые правила, как настольные игры помогут справится с типичными проблемами вожатого и др.
Еще одной актуальной темой была работа с детьми с ограниченными возможностями работы и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В этой связи организаторами программы были приглашены специалисты кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Адамян Елена Игорьевна и Колосова Елена Борисовна, которые рассказали о гибридных формах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. А Савельева Ирина Николаевна, методист Государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области “Социально-оздоровительный комплекс “Лесная поляна”, эксперт Международного консорциума “Человеческий и социальный капитал” в области дополнительного профессионального образования рассказала об игровой деятельности с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере смен во Всероссийском детском центре «Смена».
Важным блоком цикла вебинаров по традиции стали творческие мастер – классы для вожатых о том, что можно сделать с детьми в лагере из подручных средств. В этом году все было посвящено тематике Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Преподаватели и студенты Института изящных искусств познакомили будущих вожатых с тем, как делать народную игрушку, как оформить отрядный уголок в фольклорной тематике, рассказали о песнях, незаменимых при работе вожатого на смене.
В завершение обучения было проведено более 30 защит практических квалификационных работ. Среди председателей итоговых комиссий сотрудники Министерства науки и высшего образования, руководство всероссийских детских центров, рекомендованное Министерством просвещения; представители общественных организаций, лагерей и крупнейших детских туроператоров России. В рамках итоговой аттестации слушатели демонстрировали теоретические знания в области вожатства и разрабатывали авторскую игру. Лучшие работы студентов были рекомендованы для участия во внутривузовском конкурсе вожатских проектов «Вожатый – мое призвание!» и стали победителями и призерами этого конкурса. Победители конкурса имеют возможность без конкурсных испытаний принять участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых» и побороться за звание лучшего вожатого страны.
По итогам защит, более 800 обучающихся получили квалификацию «Вожатый».
Стоит отметить, что абсолютное большинство слушателей программ хорошо оценивают информативность программ и большая часть выпускников рекомендовали бы программы своим друзьям и знакомым. Вот отзывы наших выпускников:
“Большое спасибо за возможность увеличить знания и сформировать навыки в области вожатского дела! Желаю Вам успехов в дальнейшем усовершенствовании программы профессионального обучения!”
“…после личной встречи с Н. Ю. Лесконог захотелось поехать в лагерь, я поучаствовала в Ярмарке вакансий и смогла найти то, что мне по душе. До личной встречи желания “тратить на прохождение практики лето” совсем не было. Большое Вам спасибо, Наталья Юрьевна. Всем остальным преподавателям также огромное спасибо! Видно, что все горят своим делом и хотят передать это своим студентам”.
“Хочу выразить слова благодарности. Спасибо за ваше внимание и чуткость, за отзывчивость и поддержку, за труд и терпение! Благодарю вас за веру в наши идеи и за знания, которые вы в нас вложили! С вами интересно!!!”
“Спасибо за курс! Все было очень интересно, профессия вожатого вдохновила и зарядила на работу с детьми и творческий подход не только в границах лагеря, но и в обучении.”
“Спасибо большое за разработку и проведение данной программы! Это невероятный опыт расширения кругозора, погружения в деятельность, которая тебе интересна, взаимодействия с экспертами своего дела!”
Дарья Марусяк,
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Инфографика выполнена Кристиной Романовой,
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров