В работе секции «Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании» в рамках научно-практической онлайн конференции с международным участием «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ПУТИ РАЗВИТИЯ» приняло участие более 50 человек из Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Саха (Якутия), Ермекеевского района Республики Башкортостан, Алтайского края, Республики Калмыкия, Кашинского района Тверской области.
На секции рассматривались вопросы организации дополнительного образования детей и молодежи в области туристско-краеведческой деятельности и образовательного туризма; краеведческой подготовки будущих учителей, а также возможности интеграции основного и дополнительного образования в данной сфере и создание сетевых проектов. С докладами выступили 8 человек, модерировала секцию директор Центра развития открытого образования, старший преподаватель кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Самойлова Надежда Борисовна.
В своем выступлении «Туристско-краеведческая деятельность на географическом факультете: опыт и направления развития» Беловолова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии географического факультета ФГБОУ ВО «МПГУ» на конкретных примерах показала технологии и формы туристско-краеведческой деятельности со студентами и школьниками. Особое внимание было уделено внеучебной деятельности: работе туристического клуба «Тропосфера» и реализуемым на географическом факультете магистерским программам «Детский и юношеский туризм» и «Технологии дополнительного образования». Продолжил данную тему Литвиненко Владимир Викторович, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования географического факультета ФГБОУ ВО «МПГУ», осветив «Полевые практикумы в организации дополнительного образования детей (опыт географического факультета)». Значение и важность использования краеведческого принципа обучения во внеурочной работе, направления внеклассной работы (дополнительного образования) на основе краеведческого содержания раскрыл Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии географического факультета ФГБОУ ВО «МПГУ» в докладе «Краеведение в дополнительном образовании детей и методика краеведческой подготовки учителя».
Во второй части работы секции Пермикина Надежда Августовна, педагог дополнительного образования ГАНОУ РС(Я) РРЦ “Юные якутяне”, поделилась опытом вовлечения школьников в работу по изучению родного края в выступлении «Технология офлайн лекций по краеведению». Косарева Наталия Викторовна, зам декана географического факультета по НИР студентов ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат географических наук осветила вопрос «Экскурсионное дело и методика создания WOW-эффекта в подготовке специалистов-краеведов», поделившись с участниками секции приемами и «лайфхаками» в подготовке и проведении экскурсий для обучающихся.
Учитель истории и обществознания гимназии №1514 (г. Москва) Дымина Елена Викторовна в докладе «Образовательное путешествие как ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся» раскрыла возможности туристско-краеведческой деятельности во внеурочной работе по предметам ОРКСЭ и ОДНКНР, а также предметов гуманитарного цикла. Продолжение данная тема получила в выступлении Михаленкова Василия Александровича, учителя истории, обществознания, ОРКСЭ ГБОУ “Школа № 192” «Модель и перспектива этнографических экспедиций в малые города России как фактор формирования компетенций», также Василий Александрович и Елена Викторовна привели примеры совместно разработанных выездных дополнительных общеразвивающих программ с МПГУ. «Интеграция детско-юношеского туризма из дополнительного образования в общее» была освещена Тюренковым Вячеславом Александровичем, педагогом-организатором ГБОУДО «Дом детского творчества на Таганке».
Работа секции завершилась подведением итогов, определением перспектив дальнейшей работы по данному направлению и уверенностью, что «туристско-краеведческая деятельность воспитывает детей и меняет их только в лучшую сторону». Участники отметили, что на следующей конференции «надеются услышать от МПГУ: “И вот мы возрождаем краеведение и москвоведение “, а сама секция пройдет в полевых условиях.
текст и фото: Самойлова Н.Б.