Конференция проходила в 2 этапа: заочный, в течение месяца до ее начала (на сайте) и очно-заочный, на основе веб-площадки Мираполис и технического обеспечения проведения Пленарного заседания со стороны ЧГУ и партнеров-участников конференции.
В Пленарном заседании приняло участие 10 вузов. С приветственным словом к участникам конференции обратились:
- к.п.н., профессор, декан дефектологического факультета Института детства МПГУ Е.В.Кулакова,
- д.п.н., заведующая кафедрой дошкольной дефектологии, профессора Института детства МПГУ, Л.А.Головчиц;
- д.п.н., заведующая кафедрой дефектологического образования, профессора ЧГУ, О.А. Денисова.
С докладами выступило 16 бакалавров, магистрантов и аспирантов. Параллельно шло обсуждение их выступлений в интернете: голоса распределились следующим образом
- Цыплякова И.В. (г.Саранск) 1 место
- Чуева Д.П. (г.Тамбов) 2 место
- Лукичева Н.А. (г.Владимир) 3 место
26-27 марта, вслед за пленарным заседанием, на базе Института детства МПГУ кафедрой дошкольной дефектологии были организованы 4 очных секционные заседания по следующей тематике:
- «Диагностика и коррекция нарушений психо-эмоционального и речевого развития у детей» (Руководители: к.п.н., профессор Л.Р. Давидович; к.п.н., доцент М.Н.Ромусик).
- «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования» (Руководители: д.п.н., профессор Л.А.Головчиц; к.м.н., профессор Л.И.Кириллова)
- «Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС дошкольного образования» (Руководители: к.п.н., профессор Н.В. Микляева; к.п.н., доцент И.В. Чумакова; к.п.н., доцент Н.С. Лавская)
- «Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ» (Руководители секции: доц. Казанская В.Л., проф. Кроткова А.В).
В работе секций приняли участие 142 студента и магистранта, обучающихся по различным образовательным программам, реализуемым на кафедре дошкольной дефектологии Института детства МПГУ. Было сделано 63 доклада, тематика которых охватывала широкий круг вопросов:
– особенности образовательного процесса в группах инклюзивной и компенсирующей направленности группе;
– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
– диагностика и коррекции нарушений психо-эмоционального и речевого развития у детей;
– организация и содержание образования в контексте реализации требований ФГОС дошкольного образования.
Среди лучших докладов были названы выступления бакалавров и магистрантов Института детства МПГУ: Отмашкиной А.О., Струевой С.А. (бакалавриат), Хасановой Е.А., Тихоновой О.А., Богатырёвой А.П., Артёмкиной М.Н., Поляковой Ю.А., Минькиной Н.С.
В одновременно проведенных дистанционных секциях были представлены доклады студентов Института детства МПГУ и вузов-партнеров по организации конференции: Череповецкого государственного университета (ЧГУ), Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (г. Владимир), МГПИ им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск), ГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», Казанского федерального университета (г.Казань), ПГГПУ (г.Пермь), ОГУ имени И.С.Тургенева (г.Орел), Мурманского арктического государственного университета (г.Мурманск), ТГУ им. Г.Р. Державина (г. Тамбов) и др.
Всего в работе конференции с докладами приняло участие 12 вузов: Казань – 12 докладов на секциях, Саранск – 6 докладов (2 доклада на пленарном заседании и 4 доклада на секциях), Череповец – 3 доклада (2 доклада на пленарном заседании и 1 доклад на секции), Уфа – 2 доклада на пленарном заседании, Самара – 5 докладов (2 доклада на пленарном заседании и 3 доклада на секциях), Мурманск – 3 доклада (2 доклада на пленарном заседании и 1 доклад на секции), Иркутск – 1 доклад на секции, Владимир – 7 докладов (2 доклада на пленарном заседании и 5 докладов на секциях), Пермь – 6 докладов (2 доклада на пленарном заседании и 4 доклада на секциях), Орел – 1 доклад в обсуждении на дистанционной части пленарного заседания, Тамбов – 1 доклад на пленарном заседании. Москва представила 2 доклада на пленарном заседании и 26 докладов на 1 секции, 24 доклада на 2 секции, 20 докладов на 3 секции (итого 70 секционных докладов).
Рассмотрим особенности работы дистанционных секций конференции.
Секция 1. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС
На секции были заслушаны доклады, касающиеся следующих проблем:
– организация коррекционно-развивающей среды образовательных учреждений;
– реализация образовательных областей в работе специалистов коррекционного профиля;
– проблемы обучения и воспитания школьников с инвалидностью и ОВЗ.
Доклады шли в заочном режиме (их было 37), с использованием технологий интернет-опроса.
Результаты интернет-голосования по 1 секции.
- Гаранина Я.Г. 1 место «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
- Тиньгаева К.С. 2 место «МГПИ им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск
- Алексеева А.Е. 3 место «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Секция 2. Образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОВЗ
Проблематика секции:
– исследование проблем речевого развития детей с ОВЗ;
– коррекционно-развивающие технологии в образовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
– формирование готовности дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
Доклады тоже шли в заочном режиме. Их было 37.
Результаты голосования по второй секции.
- Крашенинникова Ю.П. 1 место «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
- Зинюхина А.В. 2 место «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
- Макеева Д.И., Ухина Н.А. 3 место «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»
Секция 3. Проблемы социально-педагогического и социально-психологического сопровождения детей и подростков с ОВЗ
Тематика докладов:
– психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
– коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях инклюзивного и специального образования;
– вопросы образования и социализации молодых людей с инвалидностью и ОВЗ.
Доклады шли в заочном режиме. Их было 36.
Результаты интернет-голосования по 3 секции
- Барабанщикова Ю.С 1 место «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
- Жерновая Н.В. 2 место «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
- Тимофеева Е.П., Ухина Н.А. 3 место «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»
Все участники конференции получили электронные Сертификаты. Всего в рамках работы дистанционных секций прошло 110 докладов. В их обсуждении приняло участие 494 человека, в веб-голосовании участвовало 1.922 человека.
По итогам конференции подготовлен электронный сборник статей по материалам Всероссийской конференции «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения», который находится в процессе публикации и регистрации в РИНЦ.
Кроме того, в рамках Всероссийской конференции прошла Эстафета педагогических идей.
В рамках подготовки к научно-практической конференции в течение 6 месяцев была организована Эстафета педагогических идей среди студентов и выпускников дефектологических и дошкольных факультетов вузов-партнеров. Лауреаты эстафеты были определены к началу конференции. Ими стали:
Авторский проект студентов Института детства МПГУ (бакалавриат)
Педагогические мастерские на базе дошкольного отделения №1371 ГБОУ Школы №922 г. Москвы
Педагогические мастерские дошкольного отделения «Радуга» ГБОУ Школы №69 имени Б.Ш. Окуджавы г.Москвы
Авторский проект Е.Е.Кривенко, посвященный социокультурным практикам, связанным с инклюзивным образованием детей дошкольного возраста (экспериментальная площадка АГПУ).