26 и 28 января в Институте детства успешно прошла IV Всероссийская конференция «Технологии развития личности в современной медиасреде». Инициатор и организатор конференции – Наталья Борисовна Ковалева, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. Как подчеркнула в приветственном слове профессор, действительный член АПиСН Ирина Дмитриевна Демакова, конференция задумана как интеллектуальный и эмоциональный праздник, объединивший студентов, магистрантов, учителей, педагогов, молодых и маститых ученых из разных вузов, школ, образовательных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Твери и других городов России. Эльмира Михайловна Галямова, заместитель директора Института детства по научной работе, отметила вклад кафедры психологической антропологии в развитие научных традиций Университета, в частности, плодотворное включение в научно-исследовательские и герменевтические проекты кафедры психологической антропологии студентов, магистрантов, учителей, ученых и практиков из Москвы и регионов. Она также обратила внимание участников на художественное оформление пространства конференции силами студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Н.Б. Ковалева, в своем вступительном докладе предложила темы и осевые проблемные вопросы в опоре на яркий медиагерменевтический контент, представила участникам программу конференции, раскрыла традиционные и инновационные формы работы, позволяющие глубоко осветить проблемы развития личности в медиасреде, поделиться своими открытиями и наработками и, самое главное, создать условия для творческой со-бытийности всех участников.
По мнению участников, конференция действительно стала ярким, содержательным, многоплановым событием, интегрирующим усилия ученых и практиков из разных научно-практических сфер и позволившим по-новому взглянуть на феномены становления и взросления личности в цифровую эпоху в фокусе психологической антропологии. Так, доцент кафедры психологической антропологии Е.Р. Кузьмина пишет: «Безо всякого преувеличения можно сказать, что удалось создать Со-бытие, которое повлияло на восприятие и понимание важных процессов, которые происходят на наших глазах. Глубокие и интересные пленарные доклады, живые и заинтересованные выступления на секциях, магия групповых процессов, – все это заставляет думать, порождает новые исследовательские задачи. Как замечательно, что эта конференция уже имеет традицию. Как важно, чтобы эта традиция сохранялась бы как можно дольше». 26 января на пленарном заседании выступили известные ученые и практики, такие как Д.Б. Богоявленская, А.В. Леонтович, О.В. Михеева, А.Н Фоминова, И.В. Лопаткова, П.Н. Базанов и другие. Среди секционных докладов и мастер-классов особое внимание привлекли выступления Э.М. Галямовой, Е.В. Трифоновой, А.С. Обухова, О.В. Доценко, Л.С. Катречко, И.Н. Воробьевой, Е. Голиковой, О. Плужниковой. Традиционной особенностью конференции является сюжетно-деятельностная игра (СДИ) “Диалог как творческое со-бытие: язык, открывающий время”, разработанная и проведенная командой герменевтического клуба (С.В. Данильчева, Л.С. Катречко, К.С. Береза, М.А. Золотова, А.А. Гудкова, Р.П. Фанасков, В.Р. Минаев) под руководством Н.Б. Ковалевой на основе мощного фильма Дени Вильнева «Прибытие» (2016). СДИ – авторская рефлексивно-позиционная технология Н.Б. Ковалевой оказывается наиболее привлекательной смыслообразующей формой конференции для молодежи, так как позволяет в совместном творческом усилии и художественном метафорическом действии искать ответы на актуальные вызовы, которые бросает современность. Содержательной инновацией данной конференции было включение в работу рефлексивно-творческих форм, позволивших в художественной форме осмыслить появившиеся в рамках СДИ идеи и достроить их в совместном обсуждении, а также мастер-класс по совместному обсуждению текста Евангелия в технологиях медиагерменевтики, блистательно проведенный протоиереем Евгением Прохоровым. 28 января конференция собрала, прежде всего, представителей научно-исследовательской площадки МПГУ, в том числе студентов, учителей, участников и руководителей региональных проектов, направленных на исследование особенностей личностного становления учащихся и разработку программ духовно-нравственного развития детей и молодежи в опоре на рефлексивно-позиционный подход и его технологии под руководством Н.Б. Ковалевой.
Более полное представление о конференции и ее продуктах можно получить по многочисленным вдохновляющим, порой восторженным отзывам участников, некоторые из которых представлены ниже.
“IV Всероссийская научно-практическая конференция “Технологии развития личности в современной медиасреде” стала событием по-настоящему ярким и насыщенным, дающим силы, которые так нужны этой суровой зимой. Разнообразие форматов, широта охваченных вопросов, включённость участников, — вот что я бы выделил в первую очередь, если говорить о внешней, видимой стороне мероприятия. Но самое главное — это то, что за всем этим ярким фасадом стоит живое содержание, не просто не оставляющее равнодушным, но продвигающее вперёд, преобразующее. В пространстве конференции рождались смыслы, появлялись важнейшие ответы, возникали новые глубокие вопросы. Сюжетно-деятельная игра, завершавшая первый день конференции, я уверен, стала для многих если не открытием и прорывом, то, как минимум, чем-то, позволяющим задуматься о главном и сделать глоток свежего воздуха. Не могу не отметить, что содержание игры для меня оказалось стопроцентным попаданием: я получил жизненно необходимые мне ответы, и даже нечто гораздо большее. Очень благодарен всем участникам СДИ за их творческий вклад и готовность вкладываться в общее целое — без этого чуда бы не произошло. И конечно же, не могу не сказать о медиагерменевтической сессии, закрывавшей второй день конференции. Она стала не просто приятным завершением, но гармоничным и крайне важным финальным аккордом, завершающим целостность симфонии, порождающим новые открытия и мягко открывающим путь вперёд — с новыми силами и новым вдохновением. Я очень благодарен всем, благодаря кому это событие состоялось, и выражаю надежду на новые встречи и новые совместно покорённые рубежи — на конференциях будущих лет” (В. Минаев, студент кафедры психологической антропологии Института детства)
“Чем больше стараюсь и открываю, тем больше вижу закрытого. В эту субботу мне посчастливилось побывать на IV Всероссийской научно-практической конференции “Технологии развития личности в современной медиасреде”. Доклады, представленные на конференции, были очень интересными и познавательными, особенно хочется отметить установочный доклад Натальи Борисовны Ковалевой, насытивший пространство яркими медиаобразцами и актуализировавший личностно-значимые проблемы конференции для участников, и еще несколько докладов: «Медиагерменевтика в летнем детском лагере: от художественного образца к документальному фильму» от Ольги Вениаминовны Михеевой, которая погрузила всех слушателей в особую атмосферу детского православно-ориентированного лагеря “Роднички”. Данный доклад расширил моё представление об устройстве этого лагеря, его возникновении, о жизни и деятельности детей в рамках лагеря. «С.Л. Рубинштейн и современность» от Дианы Борисовны Богоявленской. Каждый доклад Дианы Борисовны уникален и очень познавателен. Этот доклад мне запомнился тем, что помимо теории она поделилась своими эмоциями, впечатлениями и моментами из своей жизни, на мой взгляд, это по-настоящему ценно! Очень понравился мастер-класс, который проводил Леонид Сергеевич Катречко “Зачем нужны клоуны”. Данная игра позволила снять некоторое эмоциональное напряжение, усталость. Поначалу было смущение, потому что запомнить команды было достаточно сложно, но когда я стала ведущей, всё стеснение улетучилось в миг! Также в этот день было уникальное событие: СДИ на тему “Диалог как творческое со-бытие: язык, открывающий время”. СДИ проходил на материале фильма “Прибытие”. Наверное, это первое мероприятие, в котором мне удалось по-настоящему включиться! Хочется отметить работу ведущих: Анастасии Гудковой и Романа Фанаскова – работать с ними было очень комфортно, ведущие были наравне с участниками, что позволило отбросить все стеснения и начать свои размышления в уютной атмосфере. Тематика, затрагиваемая в СДИ, очень актуальна для меня сейчас, поэтому мне удалось прочувствовать всю ситуацию, задать себе вопросы, которые, на мой взгляд, позволят мне совершить огромный шаг в личностном развитии. Очень понравилось работать в группе, размышления и высказывания ребят расширяли мою картину мира, а итоговые результаты всех групп создали в моей голове целостный образ решения поставленной проблемы. Всё это принесло огромное количество положительных эмоций, которые не скоро ещё угаснут. А главное, появилось желание действовать и открывать для себя новое, что-то по-настоящему ценное. Не хочется раскрывать всё, что происходило на СДИ, а хочется, чтобы как можно людей в дальнейшем стали участниками этого действа. Огромное спасибо Наталье Борисовне Ковалёвой и её замечательной команде за этот бесценный опыт и совместное со-бытие!” (Т. Дябина, студентка кафедры психологической антропологии Института детства)
“26 января в стенах МПГУ прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция “Технологии развития личности в современной медиасреде”, на которой профессора и педагоги МПГУ и других вузов Москвы, Санкт- Петербурга, Иркутска, Твери, Братска делились результатами своих исследований, наблюдения, новшествами, уникальными разработками. Каждый докладчик рассказывал так увлеченно о своей теме, что удавалось зафиксировать множество интересных моментов. На конференции царила очень дружеская атмосфера. Самым запоминающимся оказалась сюжетно-деятельностная игра(СДИ), которую разрабатывала и проводила команда герменевтического клуба МПГУ под руководством Ковалевой Натальи Борисовны. Это уникальная форма для совместной работы и поиска общего творческого решения острых проблем и вызовов, которые “бросает” нам современное общество. Больше всего в данном формате мне нравится работать в группе и обсуждать возможные варианты решения поставленного вопроса. Замечательные ведущие Светлана Данильчева и Мария Золотова создавали условия для возможности творчески мыслить, находить необычные способы решения проблемных вопросов. Также в данной форме работы мне нравится слушать мнение других участников, сопоставлять со своей точкой зрения и приходить к общему решению ка во время самой СДИ, так и в процессе ее рефлексии в художественных формах 28 января. Тема времени актуальна для каждого, и на СДИ мы попробовали разобраться со многими вопросами, в том числе как жить здесь, в реальном времени, при этом формируя образ желаемого будущего, который задаёт определенные траектории движения в настоящем. Спасибо всем, кто был причастен к данному со-вместному Со-бытию” (Л. Хилик, студентка кафедры психологической антропологии Института детства)
“Сюжетно-деятельностная игра 26 января 2019 года.
Интересное замечание: когда кто-то спрашивает про СДИ, никогда не знаешь, как ответить. А не знаешь не потому, что сомневаешься в результате, а потому, что такие события невозможно описать просто словами. Есть совместное событие и пространство, которое нужно чувствовать, внимать и переживать по-настоящему. Событие не происходит просто так, само по себе: оно рождается благодаря общему вложению и усилию. После сложнейшей работы чувствуешь себя одновременно и усталым, и абсолютно счастливым и наполненным «правильной» энергией.
Это то событие, после которого ложишься спать с улыбкой на лице.
Это то событие, которое сближает людей так сильно, что такую связь нельзя описать. Только чувства.
Между людьми происходит какое-то чудо. Об этом говорили все после 26 числа.
Я счастлива быть в команде Натальи Борисовны. Она открывает совершенно новый, творческий и дружный мир” (А. Гудкова, студентка кафедры психологической антропологии Института детства)
“«Лишь великие события создают великих людей». Жан-Жак Руссо
26 января в стенах Московского Педагогического Государственного Университета прошла 4 Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды». Данная конференция с каждым разом открывает горизонты и показывает новые возможности для дальнейшего развития. Она объединила ребят и преподавателей не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Иркутска, Братска. Пленарные доклады выступающих, мастер-классы были наполнены и интересны своим содержанием, где каждый касался проблем современной медиасреды. Однако впереди было самое интересное. «Вы когда-нибудь занимались «открытием времени»?» С нами это произошло именно 26 января, где совместно с командой Герменевтического клуба под руководством Натальи Борисовны Ковалевой мы погрузились в сюжетно-деятельностную игру. Очень часто мои знакомые спрашивают «Что это? Куда ты идешь?» и поймала себя на мысли, что не всегда могу объяснить. А все потому, что нужно быть здесь и только совместно можно создать событие такого масштаба. В этот раз мы открывали время вместе с фильмом Дени Вильнева «Прибытие». Как важно не только находить общий язык, но и научиться понимать его. Именно совместно с командой мы пытались найти решения и открывали новые измерения для себя. Каждый из нас внес свою частичку, чтобы такое событие состоялось. Что касается меня, то с каждым разом, погружаясь в такое действо, ты ощущаешь себя в другом измерении. Важно, что только здесь мы рассуждаем на такие темы, о которых в повседневной жизни люди, чаще всего, не задумываются. После таких встреч всегда уходишь вдохновленная новыми мыслями, идеями, и хочется что-то делать. Такое общение, эмоциональное погружение в процесс, совместная деятельность- приносят большие плоды для реализации совместных и личных целей” (Д. Фатихова, студентка кафедры психологической антропологии Института детства)
“28 января мне удалось побывать на конференции «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды» в родном МПГУ. Хочется выразить особую благодарность Ковалевой Наталье Борисовне за организацию такого интересного мероприятия. Была рада послушать, как приглашенных спикеров, особенно А.В. Леонтовича, О.В. Михееву, П.Н.Базанова, так и своих преподавателей кафедры психологической антропологии МПГУ Лопаткову Ирину Викторовну, Фоминову Аллу Николаевну, Трифонову Екатерину Вячеславовну и конечно же Диану Борисовну Богоявленскую. Несмотря на тесный контакт в процессе обучения, информация была новой и полезной в моей педагогической практике. Также спасибо за возможность проведения нашего совместного с Ириной Николаевной Воробьевой преподавателем кафедры психологической антропологии МПГУ творческого мастер-класса по визуализации и рефлексии проведенной днем раньше сюжетно-деятельностной игры Герменевтического клуба МПГУ под руководством Н.Б. Ковалевой. Интересным опытом для меня оказалось участие в коллективном разборе и обсуждении отрывка из Евангелия, проведенного в медиагерменевтической технике протоиереем Евгением Прохоровым, преподавателем Иркутского госуниверситета. Впечатлило даже не само содержание, поскольку я не являюсь религиозным человеком, хотя и содержание породило новые открытия для меня и внутри меня, а участие в процессе настоящего коллективного творчества. Благодаря которому, в образующейся синергии, действительно рождаются новые идеи, мысли, открытия. Вопросы и наблюдения одного участника, порождают вопросы и выводы другого, и тема раскручивается как клубок, обретая новые грани и смыслы. Абсолютно другой опыт, нежели прочтение и разбор какого-либо текста самостоятельно. Еще отмечу следующий за этим мастер-класс Ольги Плужниковой по рефлексивной работе с метафорическими картами созданными студентами художественно-графического факультета МПГУ под руководством Натальи Борисовны, ставшим необходимым и важным финальным аккордом конференции. Спасибо за отлично и продуктивно проведенное время всем участникам конференции, студентам и преподавателям МПГУ, приехавшим гостям из Петербурга, Иркутска, Братска, дружескую атмосферу, художественное обрамление, радость совместного размышления!” (Е. Голикова, магистрантка кафедры психологической антропологии Института детства)
“Я впервые была в Институте детства МПГУ на конференции, и мне понравилась радушная атмосфера, художественное оформление пространства и интерактивная манера ведения организатора конференции Натальи Борисовны Ковалевой, располагавшее к совместному размышлению и диалогу. По-новому были высвечены и поставлены вопросы развития личности в проблемном поле, широкими мазками нарисованные в установочном докладе Н.Б. Ковалевой, ярко раскрытые в докладе А.В. Леонтовича, интересно, задавшего предмет психологической антропологии и проблему субъектности. Поразила глубина и яркость доклада профессора Д.Б. Богоявленской об ее учителе С.Л. Рубинштейне и особенно эпизод ее защиты. Заинтересовало выступление И. В. Лопатковой про композицию как возможный метод гармонизации медиасреды, и вообще, в целом, почти в каждом выступлении открывалось что-то новое…” (А. Савина, студентка МГППУ)
“26 января в стенах МПГУ проходила научно- практическая конференция «Технологии развития личности в современной медиасреде», на которой мне удалось побывать. Все участники конференции представили очень интересные и отличные друг от друга доклады, но некоторые мне хотелось бы выделить отдельно: “Восприятие и преодоление трудных жизненных ситуаций: возрастной аспект” Аллы Николаевны Фоминовой. Она очень доступно рассказала о классификации трудных жизненных ситуаций и поделилась результатами своего исследования. Доклад “Проблемы формирования личности и современный круг чтения” Петра Николаевича Базанова вызвал множество вопросов, но очень заинтересовал поднятыми темами. Выступление Эльмиры Михайловны Галямовой заразило радостным умонастроением и творческой атмосферой, создаваемой ей на уроках, а доклад учителя биологии Ольги Васильевны Доценко актуализировал интересный вопрос: «Есть ли чувства у животных»? Очень вдумчивым и проникновенным показался фильм лицеистов о сельской жительнице Клавдии, представленный Алексеем Сергеевичем Обуховым. После докладов участникам конференции было предложено поучаствовать в мастер-классе Леонида Сергеевича Катречко «Зачем нужны клоуны». Мастер-класс проходил в формате игры, которая позволила снять усталость и выплеснуть эмоции. Несмотря на то, что в игре участвовали как студенты, так и преподаватели – не чувствовалось какой-то неловкости, смущения, и это очень здорово! Затем нас ждала СДИ с темой “Диалог как творческое со-бытие: язык, открывающий время”, основанный на фильме “Прибытие”. Понравилось, что в этот раз можно было выбрать, к каким ведущим пойти в группу. Я не первый раз работала вместе с Леонидом Катречко, поэтому выбрала именно эту группу и ни капли не пожалела! Леонид в этот раз работал в паре с Виталием Минаевым – им удалось создать потрясающую уютную, даже немного семейную атмосферу, в которой было очень комфортно работать. Во время обсуждения мы делились впечатлениями, пытались ответить на вопросы друг друга, строили догадки. А в завершении дня мы с другими группами объединили усилия и смогли помочь Йену “открыть глаза”! Я очень благодарна Наталье Борисовне Ковалевой и ведущим СДИ за множество положительных эмоций, новых знакомств, а также за еще одну значимую точку на линии моего личностного развития!” (Е. Бажукова, студентка кафедры психологической антропологии Института детства)
“К большому сожалению, я не была на первой части этой конференции, собственно основном действии – сюжетно-деятельностной игре. Но смогла поучаствовать во второй – рефлексии и герменевтическом разборе Евангельского текста. Хочется особо заменить необычную форму рефлексии, которая сама по себе является очень важной частью деятельности и которую во многих подходах опускают, как не столь значительную, как само действие. Наш опыт доказывает, как необходима эта часть сборки развернувшегося действия. Как ни странно, но в подведении итогов, некой черты, рождается нечто новое. Так вот рефлексия проходила у нас в художественной форме. Необходимо было создать какой-то образ по результатам понимания проблемы после СДИ с дальнейшим обсуждением и работой с этим образом в группе. Затем был очень глубокий разбор отрывка из Библии. Конечно, было сложно, но важный момент, что нам не давались готовые ответы, а дана была свобода в размышлениях и высказываниях. После чего мы либо приходили к общему открытию, либо каждый брал от обсуждения что-то свое, в опоре на личный опыт, находил ответы на вопросы, возникающие как в процессе обсуждения, так и на те, которые уже были. Таким образом, каждый участник смог получить ценный опыт, оторваться от стереотипности и прочувствовать радость мыслить по-новому” (А.Зуева, студентка кафедры психологической антропологии Института)
“Как всегда удивляет, что ежегодная конференция, организованная Натальей Борисовной Ковалевой, несмотря на насыщенность мероприятиями, большое количество докладчиков и сложных тем, прошла в легкой и радостной атмосфере. Здесь на практике создаётся общность и со-бытие участников, когда каждый следующий докладчик продолжает и дополняет мысли и переживания предыдущих. Наша Команда Герменевтического клуба готовила сюжетно-деятельностную игру для самых мужественных участников, которые после долгой и сложной программы конференции готовы были вложиться, чтобы общими усилиями открыть тайну времени и языка через художественное пространство фильма “Прибытие” талантливого режиссера Дени Вильнева. Удивительно, но в течение всей конференции, казалось, докладчики помогают нам, делясь своими образами, открытиями – что такое настоящее время и как не упустить его (Ольга Вениаминовна делилась технологиями работы в детском лагере Роднички), об отношении к жизни простой бабушки, которая ждет встречи с родными в Царствии Небесном (делился в документальном фильме Алексей Сергеевич Обухов). И мы в сюжетно -деятельностной игре со студентами-психологами размышляли над вопросами, что такое язык вечности и есть ли он в нашей жизни, как открыть его для себя и для другого, какой же настоящий поступок позволит победить холод и непонимание и как его совершить. Ярким моментом тренинга стала Коммуникативно-ролевая игра. У участников была возможность диалога с двумя героями фильма. И если первый – суровый генерал Шан – сначала испугал, а потом и раззадорил участников, готовых добиваться аудиенции хитростью и настойчивостью, дав нам возможность подумать над основаниями поступков героев. То второй – ученый физик и одновременно романтик Йен – сам подарил нам образ настоящего поступка, соединяющего сердца жизни. Я думаю, именно этот образ в трудные минуты еще вернется и вернет нашим участникам и нам «истинное мужество, без которого невозможно спасение мира»” (С. Данильчева, член команды герменевтического клуба)
“Начну с того, что это была моя первая выездная конференция, тем более в Москве, и, надо сказать, я в высшей степени доволен данной поездкой: студентами и преподавателями, которых я имел честь повстречать на конференции; университетом, стены которого радушно встретили меня. Камерное художественно оформленное пространство, где читались доклады, подарили своеобразную атмосферу уюта, а проблемные вопросы и опосредованный медиаобразцами интерактив, инициировали размышления. Все доклады были достаточно сильными и качественными. Особую благодарность я хотел бы выразить Диане Борисовне Богоявленской, выступившей с докладом «С.Л. Рубинштейн и современность». Доклад произвел на меня немалой величины впечатление, как будто сам Сергей Леонидович находился где-то рядом с нами, как будто не существовало этой пропасти во времени… Интересным была и работа над пониманием Евангельского текста в рамках рефлексивно-позиционной герменевтики. Скажу сразу, с герменевтикой я на сегодняшний день знаком отдаленно, однако уже питаю огромнейший интерес к ней. Поэтому было крайне познавательно ознакомиться с герменевтикой, что называется, «вживую». И, разумеется, нельзя не упомянуть СДИ, в которой я уже принимал участие у нас в Петербурге, и на этот раз я также встретился с чем-то новым, чего я раньше не видел или не понимал. Выражаю сердечную благодарность Наталье Борисовне Ковалевой, пригласившей меня на конференцию в МПГУ. На данной конференции я расширил свое понимание феномена времени, яснее и отчётливее сформулировал в эту тему мысли, в большей мере основанные на медиагерменевтическом прочтении текста фильма «Прибытие»: «Настоящее время — это когда человек пребывает в грядущем и текущем мгновении одновременно (при этом, разумеется, роль прошлого никуда не девается, оно было, есть и будет). Как это возможно, спросите вы? Дело здесь в следующем: формируя в настоящем образ желаемого будущего и посылая его туда, в будущее, мы уже в большей мере детерминируем себя нынешних своим идеалом/мечтой/целью/проектом из будущего. Будущее ткёт настоящее, которое, в свою очередь, создано последним. Таким образом, мы устраняем тлетворную неопределенность в нашей жизни, так как своим решением и верой в это решение мы выстраиваем мир вокруг себя, мы делаем его определённым. В этом, быть может, и заключается тот “язык”, о котором шла речь в СДИ, язык, доступный только человеческой душе — самому определять свою судьбу. Воля утверждать своё Слово — вот наш язык, язык человека…. А фраза второго дня конференции: “сгорать в творчестве”. Считаю, что ее нужно использовать как напоминание всем, кто выбрал для себя творчество” (студент ЛГУ им. А.С. Пушкина А. Метелкин).
“Самые сильные впечатления от конференции были вызваны по её завершению, если точнее по завершении групповой работы.
Ощущения синергии от работы в группе, наверное, можно сравнить с поездкой на ярмарочной карусели с расписными лошадьми на цветном подиуме, которая двигается достаточно медленно, чтоб с неё можно было свободно сойти или подняться, за исключением того, что в какой-то момент она рассыпается в колесницы, подобные тем, которые, по вере древних, поднимали солнце.
И подобно взаимодействию планет в солнечной системе, каждый запряжённый своим уникальным миром, как Гелиос, с запряженным солнцем, движется, не отягощаясь от влияния другого, даже если становится его вечным спутником” (Е. Зимин, факультет педагогики и психологии МПГУ)
“Хотелось бы выразить благодарность за организацию и проведение IV Всероссийской научно-практической конференции «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды». Многие интересные мысли прозвучали в рамках пленарных и секционных докладов и выступлений в ответ на проблемы, поставленные в установочном докладе Н.Б. Ковалевой. В частности, хочется отметить доклады О.В. Михеевой, раскрывшей возможности применения сюжетно-деятельностной игры и медиагерменевтики (авторских технологий Н.Б. Ковалевой) в лагерных программах. Яркое впечатление оставил доклад П.Н. Базанова о культуре бытия в интернет-среде. Запомнилось выступление Е.В. Трифоновой, актуализировавшей вопрос о том, как сочетать творчество и дисциплину, оказалась интересной разработка педагога О.В. Доценко по применению художественного медиаобразца на занятиях по биологии. В целом, конференция проходила в творческой атмосфере и дала возможность услышать много нового и полезного. Спасибо!” (А.Ю. Кирюхина, учитель математики ГБОУ «Школа №1413»).
“26 января 2019 в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Технологии развития личности в современной медиасреде» состоялась Сюжетно-деятельностная игра от команды герменевтического клуба на основе фильма “Прибытие”, режиссер Дени Вильнев. Открытие времени. Разумеется, самое интересное началось после пленарных докладов, когда началась сюжетно деятельностная игра. Все началось с того, что мы разбились на три группы, у каждой был свой вопрос. У нашей же группы был вопрос “Существует ли язык, который способен открывать время?» Каждая сюжетно-деятельностная игра помогает понять то, в чем ты, оказывается, пытался разобраться очень давно. И благодаря такому процессу ты находишь ответ.
Разумеется, вопросы ещё остаются, но вот так, письменно, просто невозможно передать ту атмосферу, которая была во время обсуждений, во время встречи с героями и так далее.
В этом году я поймала себя на мысли, что на СДИ я начинаю звать знакомых, объясняя, что это безумно интересно не только для психологов, но и для всех остальных тоже. Ведь у всех есть вопросы, обсуждение которых в группе может помочь их решить или хотя бы найти для себя “направление”, в котором дальше ты будешь решать этот вопрос.
В завершение, хотелось бы, чтобы таких моментов было намного больше. Почему моментов? Потому что конференцией это назвать очень сложно. Все очень мощно и достаточно душевно, когда все доверяют друг другу и делятся своим мнением. Которое в итоге, может быть очень важным” (3 курс ППД, Е. Саина)
“Это был мой второй опыт СДИ. И в основном, у меня только положительные эмоции.
Во-первых, хорошо подобранный фильм, который затрагивал интересные темы, а также при обсуждениях в группах давал большой простор для размышлений. Обсуждая подобранный фильм после СДИ с одногруппниками, мы пришли к выводу, что не задумывались над многими вопросами, затронутыми в фильме до нашего совместного обсуждения. Именно СДИ помогло многим из нас открыть фильм совершенно с другой стороны.
Во-вторых, процесс обсуждения. Мы смотрели отрывки фильмов, обсуждали сначала всем залом, после чего разделились на группы. Я довольна нашими ребятами, так как у нас была очень дружелюбная атмосфера. Основным направлением стало то, чтобы каждый разобрался в фильме, предложил свои варианты развития событий и при этом чувствовали себя одной командой. Огромное спасибо за это Леониду и Виталию.
Особенно хотелось бы выделить линию с персонажем генерала и Иеном.
Это был очень неожиданный ход, что позволило СДИ отличиться от предыдущего опыта, запомниться и взять такой ход себе на вооружение. Мы все не ожидали такого поворота событий, такой серьезной игры
от молодого человека. Именно это, как мне кажется, позволило перевернуть весь проходивший процесс наоборот. Ситуации стали восприниматься серьезнее, варианты развития событий, ответы были направлены на то, чтобы реально решить кейс, а не просто потратить время. Каждый был заинтересован в своих действиях и действиях команд. Лично для меня это были самые запоминающиеся моменты, которые позволили мне относиться с большим интересом к происходящему, так как ранее такого в моей деятельности и жизни не происходило”