16 апреля на кафедре олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства состоялся IV Всероссийский научно-практический проблемный семинар с международным участием «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями «Сопровождаемое взросление», который является продолжением начатой кафедрой традиции рассмотрения проблем становления и оказания помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушениями.
В семинаре приняли участие более 200 человек: студенты и преподаватели Института детства МПГУ, МГПУ, МГППУ, учителя и воспитатели школ и колледжей г. Москвы, Московской области, г. Рязани, дефектологи Центров содействия семейному воспитанию, реабилитационных центров («Турмалин», «Рафаил»), представители некоммерческих организаций («Свой путь», «Яблочко»).
В ходе семинара рассматривалась проблематика организации взрослой жизни выпускников образовательных организаций с интеллектуальными нарушениями.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась декан дефектологического факультета Е.В. Кулакова, которая подчеркнула большую практическую значимость данного мероприятия.
Первую часть семинара открыла доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Т.Н. Исаева с докладом «Возраст и человек с умственной отсталостью», который был посвящен понятию «биографии» жизни человека с интеллектуальными нарушениями. Кроме того, Тамара Николаевна отметила, что ведущая деятельность людей с интеллектуальными нарушениями часто не совпадает с их биологическим возрастом, и раскрыла эту гипотезу на конкретном примере из жизни. Тем не менее, несоответствие ведущей деятельности биологическому возрасту не является преградой для самореализации человека с нарушенным интеллектом.
Иностранный специалист Ралф Гизе, руководитель Профессиональной школы Nord (Киль, Германия), член Международного Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии, в своем докладе «Самоопределение и социализация» подчеркнул роль педагога во взрослении человека с интеллектуальными нарушениями. Им была раскрыта модель и критерии самоопределения человека, особо подчеркивалась роль саморегуляции и социальной среды в процессе самоопределения.
Профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии В.В. Ткачева в докладе «К проблеме организации взрослой жизни умственно отсталых лиц» обозначила актуальные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия со взрослыми людьми, имеющими интеллектуальные нарушения, раскрыла основополагающие направления работы по организации жизни взрослых людей с умственной отсталостью. Виктория Валентиновна выделила основные затруднения, возникающие при подготовке магистров, которые в перспективе будут работать со взрослыми людьми с умственной отсталостью.
Ю.В. Власова, преподаватель и член модальности Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ) «Психодрама», член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), супервизор IAAP, психодраматерапевт, АКТА – терапевт представила доклад «Сопротивление взрослению», посвященный проблемам симбиоза родителей и ребенка. Особый интерес у участников конференции вызвали индикаторы данного «невротического» симбиоза у детей и родителей. Юлия Валерьевна подчеркнула вариативность данной взаимосвязи и значимость ее принятия для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог Е.М. Дунаева в докладе «Освоение навыков делового общения и письма в решении конкретных практических задач» поделилась опытом работы ГБОУ г. Москвы «Курчатовская школа», рассказала о способах и методах работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в частности, представила модель поэтапного формирования автоматизированных рядов. Елена Михайловна подчеркнула важность междисциплинарных взаимосвязей и указала на необходимость применения индивидуального дифференцированного подхода в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Е.Ю. Златогуре, председатель РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко», член Общественного Совета «18+» при ДТСЗН г. Москвы, член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике Общественной Палаты РФ, представила доклад «Тренировочные квартиры как один из способов комплексной социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушением психофизического развития». Елена Юрьевна рассказала об одном из способов организации комплексной социально-бытовой адаптации людей с нарушениями психофизического развития. Также в материалах доклада была представлена модель организации пространства тренировочных квартир и специальное оборудование, которое может облегчить труд людей с тяжёлыми психофизическими нарушениями.
В докладе «Социокультурная реабилитация» Елена Осипова, музыкант, художник, актриса, педагог и психолог Интегрированного театра-студии «Круг II» говорила о том, что важнейшей задачей при работе с людьми, имеющими тяжелые психофизические нарушения, является раскрытие их потенциала посредством стимулирования к самовыражению. Возможность быть частью искусства является одним из способов реабилитационного воздействия.
Во второй части семинара были представлены творческие мастер-классы. А.Е. Ростовская, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ представила мастер-класс «Практика органического действия».
Особый интерес у участников семинара вызвал мастер-класс Ю.В. Власовой «Об этом не говорят». Выступление Юлии Валерьевны было посвящено тому, как вести себя в ситуациях чрезмерной сексуальной увлеченности ребенка и насилия взрослого по отношению к ребенку. Участникам мастер-класса было предложено решить несколько кейсов по темам сексуальности и гиперопеки лиц с психофизическими нарушениями.
Е.И. Мельникова, мастер по ткачеству Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», представила мастер-класс «Простое ткачество», в ходе которого участники познакомились с одним из способов ткачества на простом станке, которым могут овладеть люди с нарушениями психофизического развития. Участники мастер-класса узнали, как из различных лоскутков можно сделать вещи, которые будут полезны в быту.
«Движение и взросление психики» – тема мастер-класса И.В. Порфирьева, специалиста по реабилитации, члена союза реабилитологов России, сертифицированного практика по АБМ-терапии. Иван Васильевич рассказал о влиянии тела на психику и о том, как психика влияет на само тело. Участники мастер-класса на различных примерах увидели, что человеческая психика может оказать значительное влияние на соматическое состояние.
Мастер-класс С.В. Гуровой, учителя дефектолога ГБОУ г. Москвы «Школа-интернат №17» и О.Ю. Мельниковой, учителя-дефектолога, музыкального руководителя ГБОУ г. Москвы «Школа №1748 «Вертикаль» был посвящен музыкально-ритмическим играм с тканью. Специалисты поделились с участниками мастер-класса психолого-педагогическими технологиями вовлечения школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательную и досуговую деятельность посредством арт-терапии; рассказали о способах проведения праздников.
В ходе заключительного пленума Ю.В. Коровкина, учитель-дефектолог Центра социальной реабилитации «Турмалин» представила видео-интервью с сотрудниками центра на тему «Что значит быть взрослым». Далее Учебный театр «Навстречу» Института детства МПГУ под руководством А.Е. Ростовской представил поэтическую композицию «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (на основе поэзии Серебряного века).
Работа семинара завершилась подведением итогов и определением перспектив дальнейшей работы по данному направлению. Все участники семинары получили сертификаты.
С материалами семинара можно ознакомиться на сайте МПГУ и в группе Кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии «ВКонтакте».
Актуальная Программа семинара Сопровождаемое взросление 16.04.2019
Презентация к докладу Исаевой Т.Н., Забрамной С.Д.
Презентация Ралфа Гизе к докладу на семинаре
Председатель программного комитета семинара,
заведующий кафедрой олигофренопедагогики
и специальной психологии Института детства,
к.п.н., доцент
Т.С. Никандрова