Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Изображение и текст. Светоподпись»: интерактивный доклад А. Тихонова для студентов кафедры психологической антропологии

Новости МПГУ

25 июня  2025 г. в продолжение одного из мастер-классов IX Фестиваля психолого-педагогических технологий  образовательной антропопрактики состоялся семинар кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, на котором  был представлен и обсужден интерактивный доклад преподавателя НИУ ВШЭ Алексея Тихонова. Известного фотографа пригласила доцент кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалева по инициативе актива Студенческого научного общества кафедры. Тема и направление исследований А. Тихонова вызвали огромный интерес и массу откликов аудитории.

Александра Пичугина, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Интерактивный доклад Алексея Тихонова оказалась настоящим открытием для меня. Алексей как опытный фотограф и преподаватель сумел поддержать уникальную атмосферу, в которой участники могли не только слушать, но и активно участвовать в обсуждении. Лекция была построена таким образом, что мы, используя знания, полученные на курсах трансграмотности, визуальной антропологии и герменевтических встречах, а также свой собственный опыт, не просто слушали теорию, а сразу применяли полученные знания на практике. Алексей поделился множеством примеров, как текст может усиливать визуальное восприятие фотографии и наоборот. Мы обсуждали, как текст может стать неотъемлемой частью изображения, создавая новые смыслы и контексты. Интерактивный формат лекции дал возможность каждому участнику выразить свою точку зрения и задать интересующие вопросы: Алексей всегда был готов к диалогу, охотно отвечал на любые вопросы и делился своим опытом. В итоге лекция оставила глубокое впечатление, вдохновив на творческие эксперименты. Материал лекции крайне актуален для всех, кто хочет расширить свои горизонты, научившись использовать визуальный текст как мощный инструмент в своем творчестве».

Н.Н. Акчурина, учитель английского языка высшей категории, член Ассоциации МОДИ Мастерская психолого-педагогического сценирования: «Очень вдохновил интерактивный доклад “Изображение  и текст”, в котором Алексей Тихонов рассказывает, как фотография может являть собой одновременно и художественный образ, который навевает какие-то воспоминания, вызывает ассоциации, вопросы, и исторический документ, и возможность запечатлеть жизнь “в моменте”, и образ или сюжет, побуждающий к эмоциональному отклику. Из доклада мы узнали, что фотография может сама быть текстом, либо сопровождаться текстом, либо быть неким триггером к поиску новых текстов и смыслов. Были представлены интересные, запоминающиеся фотографии и дана информация о них. Докладчику удалось погрузить в иную область – мир документальной картинки, увлечь интерактивными вопросами и неизвестными фактами, которые на фоне совместного обсуждения  существенно  расширили горизонты нашего понимания фотоискусства и герменевтическую образованность.  Спасибо!»

Алёна Галецкая, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Семинар прошел в оживленной атмосфере дискуссии и со-творчества. Для начала Наталья Борисовна провела несколько арт-упражнений для создания активизации образного мышления и настройки на со-творческое обсуждение. Алексей Тихонов предложил интереснейшую подборку образцов, где текст и визуальный образ выступали в разных функциях (рассматривались только те произведения, в которых и текст и фотография создавались одним автором как составные части общего). Запомнилось определение фотографии Ролана Барта: “Фотография сертификат присутствия” – и дальнейшая проработка понятия, в которой выделены такие характеристики как документальность; избыточность информации (наряду с существенной информацией на кадре есть множество деталей и подробностей); случайность – в момент съемки фотограф не может объять взглядом всю картинку в видоискателе. А за долю секунды может случится многое; остановка времени (все, что есть в кадре, происходит в один момент); “одноглазое” видение. Поразила история генерала, которого засняли в момент, когда он застрелил вьетнамца, что опозорило и лишило его всего, при этом фотограф не знал, что именно этот человек накануне жестоко расстрелял все семью и маленьких детей генерала. Это сродни фейкам, которые сопровождают войны, и как нам показали на курсе трансграмотности – в сознании остается именно изначально поразившая информация фейка, которая зачастую оказывается более сильной, чем последующие разоблачения. Меня впечатлила свобода и  профессиональная глубина видения А. Тихонова, а также возможность включения в анализ фотографий  техник медиагерменевтики и визуальной антропологии! Огромное спасибо докладчику, организаторам и всем участникам семинара!» 

Кафедра психологической антропологии Института детства

30 / 06 / 2025

Показать обсуждение