12 декабря 2025 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ состоялась работа Секции 4.2 «Новые горизонты для учителей изобразительного искусства и черчения» в рамках Всероссийского педагогического форума «Педагог 2040: Новое в предметно-методической подготовке».
Секция стала ключевой дискуссионной площадкой для профессионального сообщества, вовлечённого в развитие предметно-методической подготовки учителей изобразительного искусства и черчения. В условиях трансформации педагогического образования к 2040 году особую значимость приобретают вопросы ценностного содержания художественного образования, интеграции традиционных и цифровых практик, международного сотрудничества, а также проектирования воспитывающей образовательной среды в художественной школе и вузе.
Руководитель секции:
Иван Юрьевич Руднев, кандидат педагогических наук, доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.
Ключевые темы и выступления:
- Станислав Петрович Ломов, академик РАО, почётный академик Российской академии художеств, научный руководитель Художественно-графического факультета МПГУ. Доклад: «Роль изобразительного искусства в формировании ценностных ориентаций и мировоззренческих установок школьников».
- Борис Анатольевич Карев, академик РАО, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева МПГУ. Доклад: «Роль и место черчения в формировании профессиональной компетентности учителя ИЗО».
- Нина Степановна Иванова, доктор педагогических наук, профессор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Доклад: «Особенности профессионального роста педагогов ИЗО в условиях региональной образовательной среды (на примере Тульской области)».
- Дмитрий Александрович Ткаченко, директор Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена. Доклад: «Междисциплинарные стратегии формирования профессиональной компетентности учителей ИЗО (на примере РГПУ им. А.И. Герцена)».
- Геннадий Владимирович Соколов, заслуженный учитель РФ, руководитель художественного направления школы № 548. Доклад: «Педагогическая практика студентов как форма университетско-школьного партнёрства: опыт Школы № 548 „Царицыно“».
- Нелли Владимировна Долгоаршинных, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела аттестации педагогических работников и управленческих кадров Корпоративного университета развития образования, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Доклад: «Творческий учитель в мире стандартов: критерии продуктивности профессиональной деятельности учителя ИЗО».
- Иван Юрьевич Руднев, кандидат педагогических наук, доцент РАО, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева МПГУ. Доклад: «Научно-исследовательская практика студентов в системе подготовки учителей изобразительного искусства».
- Лидия Александровна Раздобарина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева МПГУ. Доклад: «Система профессиональной ориентации на этапах школьного и вузовского образования».
- Константин Михайлович Зубрилин, кандидат педагогических наук, доцент, декан Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Доклад: «Структура и особенности содержания подготовки учителей ИЗО для России и Китая (опыт МПГУ)».
В работе секции приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты художественно-графического факультета, учителя изобразительного искусства и черчения общеобразовательных организаций, методисты, исследователи в области художественного и педагогического образования, а также представители научно-методических центров и институтов развития образования.
Мероприятие прошло в смешанном формате в аудитории 221 Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ и стало ценным вкладом в развитие профессиональных компетенций будущих педагогов. Участники получили уникальный практический опыт и новые возможности для профессионального роста в современной образовательной среде.
Организационную поддержку в подготовке и проведении мероприятия оказала Ноур Софья Анатольевна — диспетчер Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ и лаборант кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Форум «Педагог 2040» стал важным шагом в подготовке будущих педагогов к новым вызовам образовательной среды, предоставив им инструменты и знания, необходимые для успешной работы в современном мире.
Отзывы наших студентов:
Кузнецова Полина, 3 курс ИЗО и ДО:
Сегодня мы побывали на Всероссийском педагогическом форуме «Педагог 2040: новое в предметно-методической подготовке», проходившем на базе нашего университета. Целью форума стало обсуждение стратегических задач подготовки педагогов, изменений в содержании педагогического образования, а также знакомство с практиками, реализуемыми в вузах художественно-педагогической направленности и художественных школах. Мы прослушали доклады участников конференции, среди которых были наши преподаватели: декан факультета Зубрилин К.М., заместитель декана по воспитательной работе Раздобарина Л.А., руководитель художественного направления школы № 548 «Царицыно» Соколов Г.В.
Было интересно узнать о тенденциях и особенностях преподавания изобразительного искусства, опыте опытных педагогов, вопросах профориентации и месте нашего предмета в учебной программе.
Бессонова Мария, 3 курс ИЗО и ДО:
Отличное мероприятие, которое заряжает верой в развитие и востребованность нашей профессии! Форум «Педагог 2040» для учителей ИЗО и черчения погрузил нас в будущее.
Организация — на высоте: интересные доклады, ответы на вопросы, обмен опытом и многое другое. Эксперты рассказывали о конкретных инструментах, цифровых платформах и междисциплинарных подходах. Чувствовалось, что наша специальность — ключевое звено в развитии креативного мышления у детей.
Огромная благодарность организаторам за этот профессиональный импульс и возможность заглянуть в «2040» уже сегодня!
Фатехов Антон, 3 курс ИЗО и ДО
Делюсь впечатлениями от участия в форуме «Педагог 2040». Для учителей ИЗО и черчения он стал настоящим катализатором переосмысления своей роли и арсенала методик. Ключевой темой стало внедрение цифровых технологий: от 3D-моделирования и использования графических планшетов до элементов AR/VR в образовательном процессе. Обсуждались вопросы интеграции ИЗО и черчения в STEAM-подход, подчёркивалась их роль в развитии пространственного мышления, креативности и инженерных навыков. Акцент делался на проектной деятельности и применении дизайн-мышления, что позволяет учащимся не просто копировать, но и создавать, решая реальные задачи.
Большое спасибо организаторам за столь ценное и своевременное мероприятие.
Шацкая Ульяна Евгеньевна, 3 курс ИЗО и ДО
Сегодня я побывала на Всероссийском педагогическом форуме «Педагог 2040: новое в предметно-методической подготовке». Организация мероприятия была безупречной: насыщенная программа, актуальные доклады, живая обратная связь и атмосфера, заряжённая поиском новых идей.
Как студентке педагогического вуза мне было чрезвычайно ценно услышать мнения ведущих экспертов. Особенно глубокий отклик вызвала тема «Творческий учитель в мире стандартов». В ней открыто говорили о вызовах, с которыми сталкиваются педагоги ИЗО. Но главный посыл был вдохновляющим: трудности — это не тупик, а отправная точка для нового решения. Ключевыми словами стали: «Стандарт — это лишь каркас. Задача учителя — найти свою золотую середину между этими рамками и безграничным пространством творчества». Эта мысль стала для меня чёткой формулой будущей профессии.
Было интересно услышать о практике студентов 4 курса в лагере «Литвиново». Их история о том, как через искусство, терпение и искренность они помогали «трудным» детям открыться и поверить в себя, звучала невероятно. Это был живой пример того, как педагогика может менять мировоззрение — как у детей, так и у самих будущих учителей.
Уверена, что такие форумы необходимы. Они не просто дают знания — они заряжают, заставляют мыслить смелее, пробовать новое, двигаться вперёд и не бояться ошибок как ступеней роста. Спасибо за возможность стать частью этого значимого и познавательного события.
Новость подготовлена участниками студенческого Пресс-центра ХГФ ИИИ Волковой Марией, 3 курс; Абрамкиной Анастасией, 3 курс
Студентами Завалиной Полиной, 3 курс и Разумовой Инной, 3 курс
Зам. декана по воспитательной работе ХГФ ИИИ Раздобариной Л.А.

























