30 апреля 2025 года на кафедре методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева прошёл расширенный методический семинар для аспирантов, на котором обсуждались методологические и организационные вопросы подготовки диссертационных исследований в условиях современного художественно-педагогического образования.
Цель методического семинара кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – формирование у аспирантов навыков и компетенций, необходимых для успешной подготовки диссертации. В частности, семинар направлен на освоение методов и принципов научного исследования, а также на организацию и проведение научной работы, что включает критический анализ источников, выбор темы, формулировку целей и задач исследования, а также оформление и представление результатов диссертационной работы.
Семинар проходил в смешанном формате в библиотеке художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.
Организаторы мероприятия:
- академик РАО и РАХ, научный руководитель художественно-графического факультета Института изящных искусств – Ломов Станислав Петрович;
- заместитель декана ХГФ ИИИ по научной работе, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Руднев Иван Юрьевич.
Экспертами семинара выступили:
- декан художественно-графического факультета Института изящных искусств, заведующий кафедрой живописи – Зубрилин Константин Михайлович;
- профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Игнатьев Сергей Евгеньевич;
- профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Аманжолов Сейткали Абдикадырович;
- профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Козлов Валерий Иванович;
- профессор кафедры декоративного искусства и художественных ремесел – Ткалич Светлана Константиновна.
В ходе семинара были рассмотрены следующие методологические и организационные вопросы, которые обеспечивают комплексный подход к подготовке диссертации и повышают эффективность научной работы аспирантов:
- Современные подходы к построению научного исследования и выбору методологии, соответствующей тематике диссертации.
- Этапы планирования и организации работы над диссертацией: составление плана-графика, распределение времени и ресурсов.
- Принципы формулирования научной проблемы, целей и задач исследования, выбор методов сбора и анализа данных, критерии их обоснованности и научной новизны и корректного оформления теоретических и эмпирических разделов работы.
- Особенности взаимодействия с научным руководителем.
- Подготовка к защите: организация апробации результатов, участие в научных конференциях, публикация статей и др.
В работе семинара приняли участие:
- доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Раздобарина Лидия Александровна;
- доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Блохина Наталья Викторовна;
- ассистент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Савина Анна Владимировна;
- ассистент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Кузнецова Александра Алексеевна;
- учебный мастер кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Дусбулатова Лилиана Николаевна;
- лаборант кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева – Ноур Софья Анатольевна;
- российские и иностранные аспиранты ХГФ ИИИ.
После заслушивания всех выступлений, экспертами, организаторами и преподавателями кафедры были даны аспирантам следующие практические рекомендации, направленные на обеспечение высокого уровня научной работы и успешную защиту диссертации:
- Внимательно проанализировать полученные замечания и внести все необходимые корректировки в текст диссертации. После этого представить обновлённый вариант на рассмотрение кафедры в установленные сроки, чтобы обеспечить своевременное получение объективной оценки и конструктивных комментариев, способствующих улучшению работы.
- Подготовить качественный и содержательный автореферат, который чётко и полно отражает ключевые положения, основные результаты, научную новизну и практическую значимость исследования. Это особенно важно, так как большинство членов диссертационной комиссии знакомятся с работой именно по автореферату, и от его качества зависит первое впечатление о диссертации.
- Строго придерживаться индивидуального учебного плана, который включает конкретные сроки выполнения научно-исследовательской работы, прохождения обязательных экзаменов и промежуточных аттестаций. Соблюдение этого плана гарантирует систематичность и последовательность в подготовке диссертации.
- Активно и своевременно публиковать результаты своих исследований в рецензируемых научных журналах и на конференциях. Это не только повышает научную и практическую ценность диссертации, но и способствует расширению профессиональных контактов и признанию в научном сообществе.
- Кроме того, рекомендуется регулярно консультироваться с научным руководителем, участвовать в научных семинарах и обсуждениях для получения дополнительной обратной связи и повышения качества научного исследования.
Помимо предоставления рекомендаций, членами кафедры был сформирован состав рецензентов, назначенных с целью проведения всесторонней и объективной оценки представленных диссертационных работ.
Как подчеркнул в заключительном слове заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева Иван Юрьевич Руднев, кафедра методики неизменно поддерживает активную научно-исследовательскую деятельность студентов и аспирантов, способствуя углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков в области художественно-педагогического образования. Это позволяет формировать у будущих педагогов комплекс компетенций, включающих как художественно-творческие, так и педагогические и методические аспекты. В современных условиях динамичного развития образовательной среды, включая цифровизацию и внедрение новых технологий, такие исследования играют ключевую роль в адаптации учебных программ к современным требованиям и вызовам, обеспечивая гармоничное сочетание традиций художественного образования с инновационными подходами. Таким образом, кафедра продолжая традиции Н.Н. Ростовцева, развивает научно-методическую базу и способствует формированию профессионально компетентных и творчески мыслящих педагогов, способных эффективно работать в условиях современного художественно-педагогического пространства.