Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Интерес к изучению русского языка в мире растёт

Новости образования

В Москве прошло очередное заседание Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, на котором присутствовал ректор МПГУ Алексей Львович Семенов.

Открыла мероприятие председатель Совета по русскому языку, заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец: «Прежде всего, хочется поздравить участников Совета с тем, что у нас есть конкретный результат: в этом году школьники существенно лучше сдали ЕГЭ по русскому языку – и это огромное достижение. Причём изменения произошли именно в тех регионах, где мы развивали специальные программы. Я думаю, что это лишь начало пути, и на следующий год мы можем ставить уже более амбициозные задачи».

«На сегодня уже состоялись все те мероприятия, которые мы запланировали, – продолжила Ольга Голодец. – В семи странах в 2015 году были проведены «Недели русского языка, российской культуры и образования». У нас обучались и прошли переподготовку около 50 тысяч иностранных граждан, в том числе более 10 тысяч педагогов русского языка».
«Мы сделали упор на развитие открытого образования, в первую очередь онлайн-образования, и создали две большие платформы: «Лекториум» и «Образование на русском». В этом году на портале «Образование на русском» мы отметили 300 тысяч посетителей и 100 тысяч постоянных пользователей наших программ. Это уже огромный успех, но в планах у нас достичь сначала 1 миллиона посетителей и обучающихся, а затем трёх миллионов, а к 2020 году – 10 миллионов участников», – сказал в своём выступлении министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он также отметил увеличение доли молодых учителей в течение последних лет, которое подтверждается статистикой : «Ведётся масштабная модернизация педагогического образования, задача которого – сделать профессию привлекательной для лучших выпускников российских школ и вузов (не только педагогических). Ключевые ресурсы для повышения кадрового потенциала преподавателей русского языка и литературы в России – качественное профессиональное педагогическое образование, эффективная система повышения квалификации педагогов, повышение престижа профессии и повышение общей языковой культуры в стране».

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семёнов в своём выступлении продолжил тему повышения привлекательности профессии учителя: «Пару недель назад мы вручали дипломы с отличием нашим выпускникам филологического факультета. Оказалось, что из получивших «красные дипломы» выпускников – 10% собираются продолжить обучение в магистратуре, а 90 % идут работать в школы. Говорю это с гордостью и радостью. Обращаю внимание, что это лучшие наши выпускники». Кроме того, Алексей Семёнов отметил двукратное увеличение конкурса среди тех, для кого поступление в МПГУ является приоритетным: в этом году (по сравнению с прошлым) вдвое большее количество абитуриентов принесли в университет подлинники своих документов. При этом конкурс на филологический факультет вырос в два раза.

И.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая в своём выступлении обратила внимание на новые формы, которые стали очень эффективными инструментами как в повышении квалификации преподавателей, так и в деле распространения и продвижения русского языка: «К тем восьми программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые уже реализуются на портале «Образование на русском» (более 3 тыс. педагогов прошли по ним обучение), с 1 сентября будет введено еще 10 новых программ дополнительного образования для педагогов русского языка и литературы в том числе из зарубежных стран. Эта работа движется, и мы уверены, что сегодня электронное образование – это хороший, правильный, современный и эффективный инструмент повышения квалификации».
Маргарита Русецкая отметила важность работы научно-методического объединения «Российский тестовый консорциум», который изначально был создан для тестирования иностранных граждан, но в процессе развития стал играть заметную роль в продвижении русского языка: «На сегодняшний момент в нашей стране создано более 500 центров, которые занимаются не только проведением комплексного экзамена, но и становятся центрами изучения, популяризации, распространения русского языка и поддержки тех, кто вовлечён в эту деятельность. Это более 300 вузов вместе с пятью головными вузами нашей страны. Особенно приятно, что открыто 15 таких центров в странах СНГ, уже есть центры в Китае, Турции, и в ближайшие дни открывается центр в Северной Корее. Более того, деятельность консорциума позволила возобновить работу по продвижению русского языка в вузах тех стран, где она в последние годы была либо заметно сокращена, либо приостановлена вовсе. Это хороший результат той системной работы, которая была реализована Минобрнауки и другими органами исполнительной власти в нашей стране».

Завершая своё выступление, и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина обратила внимание на повышение популярности педагогического и филологического образования и востребованность преподавателей русского языка: «Мне очень приятно, что наш вуз входит в число десяти лучших по качеству приёма (это значит, что абитуриент, который поступает к нам, имеет самый высокий балл ЕГЭ в нашей стране). Это притом, что у нас только программы филологического образования. Значит, оно в нашей стране популярно, престижно и интересно, причём не только для жителей нашей страны, но и за рубежом. У нас каждый третий студент – иностранный гражданин. Как Базовая организация СНГ по вопросам преподавания русского языка, мы провели в июне второе заседание Общественного совета этой организации и все представители стран СНГ просили рассмотреть вопрос об увеличении квот на подготовку преподавателей русского языка для их стран. Колоссальная потребность в учителях русского языка в Армении, Азербайджане, где многие факультеты иностранных языков сейчас переориентируются на преподавание русского. И наш институт, и многие другие, и головные вузы по тестированию готовы решать эти государственные задачи».

Участники заседания затронули проблему единого учебника по русскому языку. Президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая высказалась по этому поводу: «Три месяца Российская академия образования работала над проектом концепции филологического образования, который был нам передан из Администрации Президента. Там определена программа по русскому языку и литературе, при этом есть целый ряд моментов, которые дадут возможность творческому, яркому преподавателю выбирать из этой программы те или иные произведения. Это основа для подготовки новых учебников. И я абсолютно убеждена, что не может быть одного учебника. Их не может быть тридцать, сорок, но во всяком случае их должно быть несколько, и они должны быть разными».

В ходе мероприятия затрагивались вопросы повышения всеобщей грамотности и вредном влиянии новых технологий на языковую культуру россиян. Президент РАО Людмила Вербицкая предложила ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть: «Устная форма речи, которая совершенно исключена их ЕГЭ, должна в него войти. Мы понимаем, как это сложно организовать, но эту проблему нужно разрабатывать». Также она выступила с инициативой ввести русский язык и математику в обязательную программу бакалавриата для всех специальностей.

В целом участники отметили позитивные тенденции, связанные с нововведениями в системе преподавания русского языка, и собираются продолжать двигаться в направлении по повышению качества использования русского языка в профессиональных целях.

НАША СПРАВКА: Совет по русскому языку при Правительстве РФ создан в 2013 году для совершенствования системы государственной поддержки и развития русского языка.
Возглавляет Совет заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, также в Совет входят чиновники министерств и ведомств Правительства России, депутаты Госдумы, известные политики, представители общественных организаций, ректоры ведущих российских вузов, эксперты.
Деятельность Совета осуществляется в форме заседаний, которые проходят не реже одного раза в квартал. Следующее заседание запланировано провести в сентябре этого года во Владивостоке.

Информация и фото взяты со страницы журнала “Столичное образование”.

20 / 07 / 2015

Показать обсуждение