30 сентября 2021 г. исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося российского либерала, видного общественного и государственного деятеля, одного из основателей Конституционно-демократической партии, исследователя истории общественной и философской мысли России Дмитрия Ивановича Шаховского.
Князь Д.И. Шаховской родился 18 (30) сентября 1861 г. в Царском Селе, в семье представителей знатного дворянского рода, происходящего от легендарного Рюрика.
Он – правнук известного русского историка и философа М.М. Щербатова – автора семитомного издания «История Российская от древнейших времен», внук декабриста Ф.П. Шаховского, внучатый племянник философа и декабриста П.Я. Чаадаева.
Отец Дмитрия Шаховского, князь Иван Федорович – генерал от инфантерии, командир лейб-гвардии уланского полка. Мать – графиня, фрейлина двора Екатерина Святославовна Шаховскоя-Бержинская – дочь камергера, графа С.О. Бержинского и племянница московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукого. Екатерина Святославовна скончалась в 1871 г, когда мальчику было 9 лет, Иван Федорович остался один с пятью детьми.
Детство и отрочество Дмитрия прошли в Варшаве, по месту службы отца, который был назначен начальником штаба военного округа. На лето детей вывозили в родовое имение князей Щербатовых в Рождественно-Серпуховском уезде Московской губернии, где жили бабушка Наталья Дмитриевна Шаховская, урожденная Щербатова, и ее сестра Елизавета Дмитриевна (родные тетки Чаадаева). Из рассказов бабушек их внук узнал о трагической судьбе П.Я. Чаадаева, о его философских исканиях, об оппозиционных настроениях, царивших в доме князя Михаила Михайловича Щербатова.
Большое влияние на становление личности Дмитрия Шаховского оказал преподававший в шестой Варшавской гимназии, где он учился, русский и церковнославянский языки, историю и географию Михаил Степанович Громека, который привил юноше идеи социального прогресса и необходимости нравственного самосовершенствования. Громека познакомил ученика с Л.Н. Толстым.
По совету молодого преподавателя Дмитрий, окончив в 1880 г. с золотой медалью гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где читали лекции выдающиеся ученые В.О. Ключевский, С.А. Муромцев, Н.С. Тихонравов. В 1882 г. он перевелся в С.-Петербургский университет, на второй курс того же факультета (его отец получил назначение генерал-адъютанта в Петербурге). Наиболее сильное влияние на студента оказали Игнатий Викентьевич Ягич и Владимир Сергеевич Соловьев.
В Петербурге, где в 1880-х гг. училось много выпускников варшавских гимназий, сложился студенческий кружок «Варшавское землячество», или «Ольденбургский кружок» («Братство»), объединивший цвет молодой российской интеллигенции. Помимо Дмитрия Шаховского в него входили братья Федор и Сергей Ольденбурги, Александр Корнилов, Лев Обольянинов, Сергей Крыжановский, Николай Харламов, Иван Гревс. Позже к ним присоединился Владимир Вернадский.
По свидетельству Ивана Гревса, приоритетами деятельности кружка и его членов были: «Личность, ее достоинство и свобода как воплощение этого достоинства, и культура как орудие ее развития, свобода и культура для всех и работа для всех».
Александр Корнилов вспоминал: «Каждый из нас думал теперь уже не о личных внешних отличиях, а о том, чтобы избрать себе такую жизненную дорогу, на которой он мог бы принести больше пользы обществу и, во всяком случае, прожить не пустую жизнь».
Сергей Ольденбург так характеризовал своих товарищей: «Между нами самый умный – Шаховской, а самый талантливый – Вернадский. Впрочем, не знаю: пожалуй, даже наверно – Федор умнее всех».
Дмитрий Шаховской и Федор Ольденбург избрали в качестве своей будущей карьеры учительство, соответственно был выбран план занятий в университете. В составе «Братства» были и девушки- курсистки. Здесь князь Шаховской встретил свою будущую жену.
После убийства Александра II в 1881 г. университет был охвачен студенческими волнениями. «Ольденбурговцы» были против всякого рода сходок, однако приняли участие в «беспорядках», разделив ответственность за все происходившее. Дмитрий Шаховской был предан суду и посажен в карцер на пять суток (за годы учебы он дважды арестовывался за участие в студенческом движении).
В мае 1884 г. по инициативе и при активном участии Дмитрия Шаховского стал действовать кружок народной литературы, наладивший сотрудничество толстовским издательством «Посредник», публиковавшим литературу для народа. Для издательства Шаховской написал статью «К вопросу о книгах для народа». Члены кружка занимались отбором и переработкой литературных произведений, чтобы сделать их доступными малограмотному народу, изданием литературы и ее распространением. Закупались популярные книги и брошюры и бесплатно рассылались по деревням.
В студенческие годы молодой Шаховской находился под влиянием нравственных принципов Льва Николаевича Толстого: «Толстой увлекал … подведением нравственной основы под требования политического и социального обновления». Дмитрий Иванович неоднократно посещал писателя в Ясной Поляне и в его доме в Хамовниках в Москве. Он даже сватался к одной из дочерей Толстого. Сам Лев Николаевич с особым вниманием относился к пылкому и честному князю.
После окончания университета в 1884 г. Шаховской отказался от оставления на кафедре и последующей педагогической карьеры. Он уехал в Тверскую губернию, где с 1885 г. был заведующим хозяйственной частью народных училищ Весьегонского уезда, курировал 44 земские школы, 7 церковно-приходских школ, 24 школы грамотности. За годы службы (1885-1889) он обследовал всю сеть учебных заведений, упорядочил систему домашнего образования, добивался перехода к всеобщему начальному образованию. Здесь открылась его способность привлекать и сплачивать вокруг себя людей, очень разных по характерам и положению в обществе.
В 1886 г. Дмитрий Иванович Шаховской женился на Анне Николаевне Сиротининой – выпускнице Высших женских курсов. В Весьегонске они сняли скромную квартирку и вели хозяйство без прислуги. Муж колол дрова, носил воду из колодца, ставил самовар, а жена стряпала и следила за порядком в доме.
В 1885 г. члены «Братства» вошли в Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе, где Шаховской проработал много лет. Здесь его другом стал выдающийся русский библиограф Николай Александрович Рубакин, здесь он познакомился с молодым революционером Владимиром Бонч-Бруевичем.
В середине 1880-х гг. «Братство» получило название «Приютино». Дмитрий Шаховской был одним из горячих сторонников и вдохновителей создания нового объединения, рождению которого предшествовали еженедельные встречи по четвергам у Ольденбургов. На одной из встреч родилась мысль купить на общий счет маленькое имение, куда все могли бы съезжаться для дружеского общения, и назвать его «Приютино». Единогласно было принято, что приютинцами являются члены Братства. По мнению Владимира Вернадского, «если б не было Братства, не было бы Приютина. Приютино – только способ осуществления братских бытовых форм жизни». Братство понималось как «свободное и любовное соединение людей, преследующих одни цели и работающих вместе», а Приютино – местом, «куда теперь же можно приехать и трудясь на которое делаешь общественное дело», – писал Шаховской.
Общей идеей виделось просветительство, сближение с народом. План совместной деятельности намечался как подготовка из себя писателей, а из русского общества – аудитории. Иван Гревс писал: «Все двигалось к превращению компании добрых приятелей в коллективную личность нового, необычного вида». Дмитрий Шаховской сформулировал мировоззренческие позиции Братства в письме «Что нам делать и как нам жить?». Оно включало три аксиомы: «так жить нельзя»; «все мы ужасно плохи»; «без братства мы погибли». Необходимо было руководствоваться простыми принципами и правилами: 1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри как на свои. В 1887 г. по инициативе Братства была открыта первая бесплатная народная читальня.
Встал вопрос, где устраивать «Приютино». Дмитрий Иванович предлагал усадьбу в Малашкино Тверской губернии, Вернадские – Вернадовку в Моршанском уезде Тамбовской губернии, было предложение купить землю в Крыму. Для поддержания общения между живущими в разных концах страны приютинцами было решено писать друг другу письма, выделяя для этого часть рабочего времени. Был установлен день 30 декабря, в который должно было происходить годовое собрание для подведения итогов прожитого и сделанного, построения плана должного на следующий год. Эти собрания продолжались в течение 32-х лет, с одним пропуском в 1917 г.
Хотя проект покупки имения не воплотился, добрые, тесные отношения, взаимная поддержка, ощущение духовного родства были принципиально важны для всех приютинцев. Дружеские связи со временем стали чем-то большим, чем просто дружба, превратились в глубокие духовные отношения близких, родных людей. В 1890 г. князь Шаховской писал Федору Ольденбургу: «Это какие-то совсем особые доверчивые и близкие отношения между несколькими лицами. Именно особенная уверенность друг в друге – это и есть единственное, что объединяет братьев и выделяет их из небратьев».
Первостепенным для русского общества Дмитрий Иванович Шаховской считал развитие личности: «Я не хочу, чтобы из него (русского человека) развивался узкий индивидуалист, но я не могу не стараться изо всех сил, чтобы в нем сильнее выразилась определенная личность с сильными желаниями, ясным сознанием своих целей и твердостью, и постоянством в их достижении. … пока не разовьется личность, … возможны только стихийные движения, а я хочу настоящей человеческой жизни».
В неурожайные 1891-1892 гг. практическим серьезным делом стала борьба с голодом. Князь Шаховской в письмах о делах земских убеждал Владимира Вернадского заняться организацией бесплатных столовых: «Вы непременно должны сделать так, чтобы опять была комиссия и была …школьная столовая. Это слишком важное и необходимое дело, чтобы от него отказаться и сил в Москве совершенно достаточно, чтобы его осуществить. Надо только дать толчок и сделать так, чтобы за Вами не было никакой задержки». Приютинцы смогли организовать помощь крестьянам в Тамбовской губернии вокруг Вернадовки – поддерживали голодающих, собирали пожертвования, вкладывали собственные средства, занимались организацией по распределению средств, выдачей семян на местах.
Шаховской был известен как активный земский деятель, его называли «земским князем». Дмитрий Иванович писал: «Я в принципе сторонник самодержавной власти в России, но на царя я смотрю как на защитника народа, стоящего вне всяких сословий. На русскую землю я смотрю как на землю по преимуществу мужицкую, где строй мужицкий и интересы мужика должны стоять на первом месте. Дворянство русское только и имеет, по-моему, значение, как служилое сословие и никакими особыми льготами пользоваться не должно. Я не приверженец революции, но не знаю, чем кроме нее может это все кончиться, если будет продолжаться так же. Земству должны быть предоставлены, по-моему, большие права, и только с развитием земского дела возможно улучшение общего хода вещей».
Д.И. Шаховской видел будущее России в земском самоуправлении и кооперации. Он утверждал: «Надо всегда служить тем потребностям, которые видишь сегодня. И если я завтра увижу новые потребности, то это совсем не значит, что я вчера поступал плохо».
Князь на свои деньги комплектовал народные библиотечки и передавал их для распространения среди крестьян. Дмитрий Иванович не был толстовцем, но распространял идеи Л.Н. Толстого среди учителей, снабжал их демократическими брошюрами. В 1887 г. Департамент полиции установил за Шаховским негласный надзор. Он стал неблагонадежным.
В 1889 г. Д.И. Шаховской с семьей переехал в Ярославскую губернию, где продал имения отца – не хотел, чтобы его дети выросли «барчуками» и «впитали» в себя «вредный помещичий дух». Он писал Федору Ольденбургу: «Высшая моя мечта, чтобы сын мог сказать рабочим, народу: “Я такой же работник, как и вы” и чтобы они его поняли и признали своим».
С 1889 г. Дмитрий Иванович избирался уездным и губернским земским гласным, занимался журналистикой. В 1896 г. он издал в Женеве под псевдонимом С. Мирный две брошюры – «После коронации» и «Ходынка». Спустя 25 лет после смерти Герцена Шаховской одним из первых выступил за создание оппозиционного журнала за рубежом и был одним из организаторов журнала «Освобождение» в Париже.
В 1897 г. семья Д.И. Шаховского (жена Анна Павловна и четверо детей) переехала в Ярославль. Здесь при ближайшем участии Дмитрия Ивановича была создана демократическая газета «Северный край», где он вел земский отдел. Он также заведовал школьной комиссией ярославского губернского земства. Заметным событием в жизни ярославской губернии стала организованная в 1903 г. при непосредственном участии Дмитрия Ивановича сельскохозяйственная и кустарная выставка «Северный край» Тогда же Шаховской стал членом столичных либеральных кружков и организаций «Беседа» и «Союз Освобождения». Он стал одним из основателей кадетской партии, на учредительном съезде которой в октябре 1905 г. был избран членом ЦК.
В апреле 1906 г. Д.И. Шаховской – депутат от земств Ярославской губернии и секретарь Первой Государственной думы. Он успешно осуществлял всю организационную работу, получив прозвище «летучий князь». Отличаясь необыкновенной скромностью, на вопрос, действительно ли он князь, отвечал: «Да, я князь, но не придаю этому никакого значения».
После роспуска Думы в 1906 г. состоялось нелегальное собрание в Выборге. Как один из подписавших Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому неповиновению, Дмитрий Иванович отбывал трехмесячное заключение в ярославской тюрьме, где его в любое время свободно посещали друзья. В дальнейшем Шаховской был отстранен от всякой выборной и земской деятельности.
В 1912 г. семейное несчастье (гибель дочери) заставило Шаховских оставить Ярославль и перебраться в Москву. Семья поселился в доме № 15 по Зубовскому бульвару (сейчас передан Литературному музею). В 1916 г. Шаховские пережили еще одно горе – гибель на войне единственного сына Ильи.
В 1916 г. Д.И. Шаховской, обладавший незаурядными организаторскими способностями, стал председателем потребительского общества «Кооперация», имевшего около 140 000 членов и обеспечивавшего до трети торгового оборота в Москве. Кроме того, он редактировал издававшуюся им газету и входил в состав редколлегий многих изданий.
После Февральской революции, с 5 мая по 2 июля 1917 г. Шаховской занимал пост министра государственного призрения во Временном правительстве. С августа 1917 г. он – член комитета «Союза общественных деятелей». Приход к власти большевиков он встретил отрицательно, но за границу не уехал (как не уехал никто из «братьев»), продолжая служить при советской власти в потребительской кооперации. Еще задолго до октября 1917 г. Дмитрий Иванович писал: «Мы не хотим взнуздывать зверя – народ, но не хотим и того, чтобы он разрушил наши музеи и сжег наши книги».
В 1918-1919 гг. Шаховской был одним из лидеров «подпольной» кадетской партии в Москве. Он – один из учредителей «Союза возрождения России» и «Тактического центра», объединивших для борьбы против большевиков представителей различных партий, но активного участия в их работе не принимал. В годы Гражданской войны Д.И. Шаховской несколько раз подвергался арестам.
В феврале 1920 г. Шаховской был арестован ВЧК и отпущен под подписку о невыезде. По амнистии 1921 г. дело Д.И. Шаховского было прекращено. Он отошел от политической деятельности, занимался краеведческим движением, считая, что оно может способствовать созданию гражданского общества. Дмитрий Иванович писал: «Мы хотим дать людям возможность не служить тому, что они признают за зло…». Свое поле деятельности Шаховской определял как изучение жизни русской усадьбы, истории дворянства и крестьянства, их искусства, быта, было опубликовано описание усадеб Московской губернии. Дмитрий Иванович написал ряд работ по истории русской культуры и освободительного движения, часть из которых пропала. После 1921 г. Д.И. Шаховской работал в Госплане.
Выйдя по болезни на пенсию, Д.И. Шаховской целиком посвятил себя начатой еще в 1908 г. работе по собиранию и изучению творческого наследия либеральных деятелей прошлого. Судьба свела Дмитрия Ивановича со старым знакомым Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем. Известный большевик ушел из правительства и занимался наукой, издательской деятельностью и музейным делом. В рукописные фонды созданного им Музея художественной литературы, критики и публицистики Дмитрий Иванович передал письма Короленко, Чайковского, Кропоткина, Черткова.
К подготовке издания сочинений П.Я. Чаадаева Шаховской приступил во второй половине 1920-х гг., а в 1930-х гг. осуществил ряд частных публикаций. В литературоведческих сборниках «Звенья», издававшихся Бонч-Бруевичем, Дмитрий Иванович публиковался дважды. С его комментариями были изданы: статья Чаадаева, не имеющая названия, и три его письма. «Я – внук декабриста и всегда помнил это, сколько себя помню», – писал Д.И. Шаховской в «Автобиографии». В 1930 г. он писал Вере Фигнер: «Понимание Чаадаева обязательно и необходимо, потому что без него нельзя понять русской истории». В 1936 г. в портфеле «Звеньев» лежала подготовленная Дмитрием Ивановичем статья Чаадаева «1851 год». Она вышла в свет в Полном собрании сочинений и писем Чаадаева в переводе Шаховского в 1991 г. Позже в петербургском издательстве «Азбука» вышли «Философические письма» Чаадаева в переводе Шаховского.
К середине 1930-х гг. издания и исследования по истории русского революционного движения стали сворачиваться. Было распущено «Общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев», постепенно прекратили свою деятельность журналы «Былое», «Каторга и ссылка» и др. Многие исследователи и активисты подверглись репрессиям.
В ночь с 26 на 27 июля 1938 г. Дмитрий Иванович Шаховской был арестован. Ему было 77 лет. Родных Шаховского выселили из дома №15 по Зубовскому бульвару через несколько дней после его ареста. В ходе обыска на квартире был конфискован семейный архив. Библиотеку спас Литературный музей. Дмитрий Иванович содержался во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке, затем в Лефортовской тюрьме. С целью выбить признания в контрреволюционной деятельности его заставляли стоять сутками без сна, пока не опухали ноги. Шаховской не скрывал своего участия в работе кадетской партии и участия в борьбе с советской властью до 1920 г., но позже «никакой антисоветской работы не проводил, поскольку примирился с существованием советской власти».
В апреле 1939 г. родные Шаховского узнали приговор: 10 лет без права переписки. Ни дочь, ни близкий друг академик В.И. Вернадский не знали, что это значит на самом деле и верили, что он жив. Владимир Вернадский, добившись встречи с генеральным прокурором А.Я. Вышинским, попытался спасти «дорогого друга Дмитрия Ивановича Шаховского, одного из благороднейших и морально высоких людей, с которыми я встречался в своей долгой жизни». Однако беседа никак не сказалась на судьбе Шаховского.
14 апреля 1939 г. он был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу как участник «антисоветской террористической организации». 15 апреля 1939 г. Дмитрий Иванович Шаховской был расстрелян по приговору выездной сессии Военной коллегии Верховного суда. Он захоронен, по одним данным, на подмосковном Бутовском полигоне, по другим – на полигоне «Коммунарка». Последнее письмо к Д.И. Шаховскому академик В.И. Вернадский адресовал в лагерь, но друг уже был расстрелян. Дмитрий Иванович Шаховской реабилитирован посмертно 9 июля 1957 г. Подлинная дата смерти была официально обнародована в 1991 г.
Как писал о Д.И. Шаховском один из приютинцев И.М. Гревс: «Все его существование отдано было добру и правде, исканию истины и служению людям, – только не поняли этого те, кто сократил его жизнь на земле».
Историк и мыслитель князь Дмитрий Иванович Шаховской внес незаменимый вклад в изучение русской философской мысли, в том числе наследия своего двоюродного деда П.Я. Чаадаева. Им было найдено более 150 неизвестных до этого сочинений и писем П.Я. Чаадаева, в том числе пять из восьми «Философических писем». Он работал в архивах, в частности, над оригиналами писем в Ленинграде, собирал письма Чаадаева у своих знакомых. В архивных фондах сохранились рукописи статей, набросков, писем Дмитрия Ивановича, посвященных философии Чаадаева, которые писались явно «в стол». Шаховской тщательно собирал материалы своего деда еще до Октябрьской революции. Вплоть до 1905 г. русский читатель практически не был знаком даже с основными сочинениями Петра Яковлевича Чаадаева.
Во второй половине 1920-х гг. Д.И. Шаховской сделал замечательное открытие, совершенно изменившее представление об идейном облике и эволюции Чаадаева: он обнаружил единственный сохранившийся полный экземпляр всех восьми «Философических писем». Ему удалось разыскать полную, составленную самим Чаадаевым рукопись в Ленинграде, в Пушкинском доме – Институте русской литературы, которая, очевидно, была в свое время отобрана у Чаадаева при обыске. Открытие и восстановление его основной рукописи являлось поистине научным подвигом Шаховского. Находка неизвестных ранее «Философических писем», которые он напечатал в журнале «Литературное наследство», вызвала сенсацию в СССР и за рубежом (Лубков А.В. Личность. Время. Образование: статьи и выступления. – М., 2017).
Труды Д.И. Шаховского не пропали – его конфискованный архив сохранился и был использован при подготовке вышедшего в 1991 г. в издательстве «Наука» двухтомного собрания сочинений П.Я. Чаадаева, в переводе Шаховского (Чаадаев писал в основном по-французски), с его комментариями. В предисловии изданию написано: «Без преувеличения можно сказать, что современный уровень не только советского, но и мирового чаадаевского источниковедения определен титаническими усилиями, беспримерным энтузиазмом и энергией Д.И. Шаховского – собирателя наследства этого русского мыслителя».
Опубликовано много материалов и о самом Дмитрии Ивановиче Шаховском. в том числе книга о нем в серии «Жизнь замечательных людей».
11 апреля 2021 г. состоялось открытие памятной таблички на доме Зубовский бульвар, 15, в котором жил Д.И. Шаховской. Оно прошло в честь Дмитрия Ивановича в рамках акции «Последний адрес», соединившей разных людей вокруг имени российского общественного и политического деятеля. В церемонии принял участие ректор МПГУ А.В. Лубков. В своем выступлении он в частности отметил, что Дмитрий Иванович Шаховской внес неоценимый вклад в изучение наследия своего двоюродного деда Петра Яковлевича Чаадаева, открыв и восстановив полный экземпляр всех восьми «Философических писем». А.В. Лубков подчеркнул также, что во времени и пространстве объединены Зубовская площадь и Девичье поле. Еще будучи студентом, занимаясь исследованием кооперации, он заинтересовался фигурой князя Дмитрия Ивановича Шаховского. Со временем интерес перерос в комплексное исследование и издание в серии ЖЗЛ совместно с И.В. Кузьминой биографии Дмитрия Ивановича Шаховского.
Имя Дмитрия Ивановича Шаховского навсегда вписано в историю российского государства, отечественной науки и образования.
А.Ю. Кожевников, С.Д. Половецкий, Дирекция изучения истории МПГУ.