1 марта министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев обсудил стратегии цифровой трансформации в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года по направлению «Образование». Профессор МПГУ представила инициативные проекты, отражающие стратегическое направление цифровой трансформации в области образования.
В совещании участвовали директор компании «1С» Борис Нуралиев, ректор университета Иннополис Александр Тормасов, профессор МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева и представители федеральных ведомств: заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов, директор департамента Цифрового государственного управления Минцифры Сергей Цветков, заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников, заместитель министра просвещения Татьяна Васильева.
Участники совещания затронули такие вопросы, как организация дистанционного повышения квалификации, верификация образовательного контента на различных доступных платформах и разработка цифровых инструментов, способствующих оптимизации рутиной работы учителя.
Профессор МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева обрисовала лакуны в трансформации образовательного процесса. Среди названных проблем она отметила такие, как отсутствие единого понятийного аппарата в сфере цифрового обучения, глоссария, утвержденного НПА, и устаревшее содержание квалификационных требований к преподавателю вуза.
«Обновление понятийного словаря в сфере цифрового обучения специалистами образования и внесение дополнительных квалификационных требований в определенные роли преподавателя в нормативно-правовой акт, закрепляющий возможность выполнять новые роли, как преподаватель-исследователь, преподаватель, преподаватель-методолог, преподаватель-консультант, с соответствующими должностными инструкциями и новым функционалом помогут интенсивнее трансформировать образовательный процесс и готовить кадры цифровой экономики. Важно разработать и систему грантовой поддержки преподавателей, создающих учебный контент нового поколения, в том числе с участием бизнеса», – прокомментировала Марина Вайндорф-Сысоева.
Эксперт предложила еще ряд инициатив, влияющих на подготовку кадров для цифровой экономики среди которых включение в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в содержание «контактное» время синхронного (лекции, семинары и др.) и асинхронного взаимодействия (с системой дистанционного взаимодействия), а также разработать рекомендации по структурным компонентам учебного занятия или дополнить перечень лекций и семинаров. Кроме того, Марина Вайндорф-Сысоева предложила уроки информатики интегрировать в другие дисциплины и ввести в обучение курсы «Программирование» или «Основы работы с искусственным интеллектом» по выбору, а также предоставить преподавателю возможность самостоятельно определять структуру учебного занятия с учетом возможностей цифровой образовательной среды.