Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Студенты педвузов обсудили с экспертами возможности молодых учителей в современной школе

Новости МПГУ

В рамках II Всероссийского педагогического образовательного форума «Учитель – Будущее России», прошедшего в Москве с 3 по 9 октября, состоялся диалог студентов педагогических вузов страны со спикерами, трудовой путь которых тесно связан с системой образования страны. Мероприятие было организовано совместно с Центром просветительских инициатив Минпросвещения России и посвящено молодым учителям в современной школе и их пути к вершинам мастерства.

В роли модератора диалога выступила Наталья Тюрина – руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня». Спикерами стали первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев, ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко, первый проректор МПГУ Наталья Склярова, депутат Госсовета Республики Крым Иван Шонус, начальник отдела развития педагогического образования и науки Минпросвещения России Андрей Балахонов, другие эксперты, определяющие будущее педагогического образования.

Как отметил Александр Бугаев в своей вступительной речи, одной из главных задач в современной системе образования страны является формирование единого образовательного пространства, и за последнее время для этого сделано очень многое с точки зрения организации как образовательного процесса, так и воспитательной работы. Он напомнил, что в соответствии с недавними поправками к закону «Об образовании в Российской Федерации» будут разработаны единые образовательные программы, и школы должны будут перейти на них с 1 сентября 2023 года.

Таким образом, подчеркнул первый заместитель министра, будет создано единое образовательное пространство, к которому мы все стремились, и рассказал о своем опыте школьного обучения, когда, например, учебник геометрии в одно и то же время был открыт на одной и той же странице в любой школе, куда бы тебя жизнь ни забросила.

Александр Бугаев также рассказал, что в новых четырех субъектах Российской Федерации проделана огромная работа по синхронизации и интеграции их систем образования в общероссийское образовательное пространство. Речь идет о материально-техническом обеспечении школ, ремонтных работах, приобретении учебно-методической литературы и проч. «Вместе с коллегами из фонда «Русский мир» для освобожденных территорий мы закупили более 5 млн учебников, а регионы-шефы для тех территорий, которые не были под оккупацией с 2014 года, закупили еще около 2 млн учебников», – добавил он.

Первый заместитель министра произнес слова благодарности в адрес наших коллег-учителей в четырех новых субъектах Федерации, поблагодарил их «за тот человеческий подвиг, за решение прийти на работу в школу 1 сентября». Также он поблагодарил всех тех, кто организовывал и принимал этим летом университетские смены для представителей этих регионов и будет делать это дальше, – Ассоциацию развития педагогического образования (АРПО), МПГУ, в том числе Центр «Философия образования», и других.

Отвечая на вопросы студентов – участников встречи, Александр Бугаев, в частности, отметил, что главный аспект любой педагогической деятельности – это работа с людьми, и это не только дети, но и родители, которые зачастую подвергают учителей критике, в том числе незаслуженной, и предложил относиться к этому с пониманием. «Мы выбрали такую профессию, такую сферу человеческой деятельности, где без любви к ближнему, без любви к детям ничего не получится», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос заместителя председателя Молодежного совета АРПО о своих школьных учителях, которых он любил больше всего, Александр Бугаев рассказал о своем первом классном руководителе – по его мнению, именно классный руководитель «во многом формирует нас и наши представления о мире вокруг нас». Также он отметил, что многих учителей, которые ставили тройки и казались излишне строгими и требовательными, ученики по-настоящему оценили, лишь став взрослыми.

В ходе дальнейшей дискуссии вопросы студентов были посвящены, в частности, возможности получения учителями статуса государственных служащих, изучению в школах предмета «Психология», защите детей от негативного воздействия интернета. Студентов также интересовали различные аспекты практической деятельности педагогов – например, они спрашивали, как сделать так, чтобы ученики выполняли домашние задания самостоятельно, а не искали в интернете готовые решения, какие книги необходимо изучить каждому будущему педагогу, как молодому учителю выстроить здоровые отношения с коллегами в школьном коллективе. На встрече присутствовали студенты из всех 33 педагогических вузов, победители конкурса “Лидер общественного мнения”, организованного Центром просветительских инициатив. Больше всего вопросов поступило от студентов Института истории и политики МПГУ.

Первый проректор МПГУ Наталья Склярова отметила, что формирование особого статуса учителя – это важнейшая государственная задача, но в то же время задачу должны решать и сами педагоги, в том числе студенты – будущие учителя. «Только наша с вами личная жизненная позиция, наша любовь к людям, желание делать доброе, а не злое даже в ущерб самому себе, – это, мне кажется, те качества, которые помогают человеку завоевать уважение других», – пояснила она.

Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко подчеркнул, что в век технологий, когда объем информации огромен, задача педагогических университетов, а затем и школьных учителей – сделать так, чтобы ребенок научился работать с информацией, оценивать ее, понимать, что является правдой, различать добро и зло. Если же учитель видит, что ученик списывает, нужно аккуратно объяснить ему, что это просто потеря времени. «Это наша с вами задача и наше с вами искусство», – сказал он студентам.

Депутат Госсовета Республики Крым Иван Шонус, возглавляющий региональную национально-культурную автономию греков Республики Крым «Таврида», рассказал о совместной с МПГУ реализацией проекта «Маяк» в рамках гранта Президента России. Этот проект направлен на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность в педагогической сфере, профессиональную ориентацию в сфере педагогики. Проект реализуется не только в Крыму, но и в других регионах – Краснодарском, Ставропольском краях.

Иван Шонус дал определение патриотизма, охарактеризовав его как «созидание, деяние» в противовес потреблению, «чтобы каждый был готов работать, делать дело, раскрывать потенциал свой и своих товарищей». Он также отметил, что в зале много историков, а история – «это связь умерших, живущих и еще не рожденных». По его мнению, понимание всего этого дает нам возможность любить свою страну.

Начальник отдела развития педагогического образования и науки Минпросвещения России Андрей Балахонов рассказал о ключевых направлениях работы педагогических вузов на ближайшую перспективу. Он сообщил, что недавно была утверждена Концепция развития педагогического образования до 2030 года, а в прошлом году благодаря АРПО было разработано ядро высшего педагогического образования. «В рамках данной концепции и ядра предусматривается модуль воспитательной деятельности, который включает в себя набор дисциплин и направлен на формирование у обучающихся готовности к целенаправленной воспитательной деятельности. С 1 сентября он внедрен в образовательный процесс всеми педагогическими университетами», – добавил он.

Представитель министерства обратился с напутствием к аудитории: «Уважаемые студенты, вы – будущие педагоги, учителя, которым предстоит воспитывать и обучать подрастающее поколение. Именно от вас будет зависеть, кем станут наши школьники, какую путевку в жизнь вы им дадите. Все университеты, их коллективы максимально будут помогать вам развивать ваши таланты и компетенции, чтобы вы вышли из их стен настоящими профессионалами и могли достойно обучать школьников».

Завершая мероприятие, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина отметила, что работа педагога – это большая ответственность, но и в то же время это колоссальное удовольствие. Если задача врача – спасать жизни, то задача учителя – эти жизни формировать, развивать и делать людей счастливыми. «Попробуйте подумать, сколько судеб вы сможете сформировать и скольким людям дать дорогу в жизнь. Вы находитесь в лучшем педагогическом вузе страны, у вас замечательные перспективы», – сказала Наталья Тюрина.

 

II Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России» состоялся с 3 по 9 октября в рамках «Большой учительской недели», объявленной Министерством просвещения России. Главная тема форума – особый статус учителя, ключевая цель – консолидация педагогического сообщества для признания особого статуса учителя в обществе. В числе основных тем форума – повышение престижа педагогической профессии, педагогического образования и Университета, создание условий для непрерывности педагогического образования, формирование и совершенствование системы наставничества в профессиональной среде и др. Об основных событиях форума можно узнать на сайте МПГУ https://mpgu.su/category/novosti/vtoroj-vserossijskij-pedagogicheskij-obrazovatelnyj-forum-novosti/ .

 

10 / 10 / 2022

Показать обсуждение