29-30 октября 2019 года в Хабаровске прошла Международная научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения», организованная на базе Тихоокеанского государственного университета.
Педагоги Хабаровского края и других регионов России обсуждали, как сделать эффективнее преподавание в школе Основ религиозных культур и светской этики, учебных предметов, курсов духовно-нравственной направленности в последующих классах.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий обратился к аудитории с приветственным словом и подчеркнул, что такие мероприятия дают возможность обсудить актуальные проблемы воспитательного процесса в контексте тех изменений, которые предлагает жизнь, а также выработать некоторые общие подходы к их разрешению. Стремительно развивающиеся технологии, затрагивающие в первую очередь молодежь, формируют новые формы общения, через которые с большой скоростью могут распространяться различные идеологические конструкции, подчас обладающие большой разрушительной силой. При этом авторитетом становится «море электронной информации», получающее возможность распространять сомнительные «ценности» и «расстраивать детскую душу». По мнению докладчика, необходимо повышать ответственность СМИ перед обществом за информацию.
На пленарном заседании участники обсуждали ценностные основания современного образования в контексте государственной политики, говорили об особенностях духовно-нравственного развития школьников в контексте формирования российской гражданской идентичности, о роли межкультурного образования в процессе подготовки кадров для преподавания ОРКСЭ, о формах и технологиях трансляции духовно-нравственных ценностей в современной парадигме воспитания учащейся молодежи.
В рамках мероприятия в течение двух дней состоялась серия мастер-классов по вопросам реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России. Эксперты рассказывали, как обеспечить со-бытийную и со-дружескую полноту социального окружения подростка, как воспитать современного ребенка на традиционных отечественных ценностях. В числе событий были также презентации опыта реализации программы «Социокультурные истоки» в рамках региональной инновационной площадки и опыта использования авторской печатной рабочей тетради на уроке ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).
Заявленный от Московского педагогического государственного университета мастер-класс «ИКТ при реализации предметов духовно-нравственной направленности» проводил ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ Алексей Владимирович Кричкин. Участники познакомились с информационно-коммуникационными технологиями, инструментами и ресурсами, позволяющими обеспечить эффективную связь педагога с классом при преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР. Затратив минимальное количество усилий, учителю при работе с детьми удается с помощью этих приемов привлечь дополнительное внимание к уроку, добавив интерактивные элементы. Педагоги, посетившие мастер-класс, отметили значимость опыта МПГУ, а также важность, актуальность и простоту в подготовке и использовании ИКТ в образовательном процессе.
Приглашенный эксперт МПГУ, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 1514» Дымина Елена Викторовна продемонстрировала приемы конструирования урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС. Этот мастер-класс также вызвал большой интерес педагогических работников, принимавших участие в работе конференции.
В 2019 году МПГУ осуществляет научно-методическое сопровождение проекта «Реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России. Участие Университета в проекте обусловлено пониманием важности задач по совершенствованию реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях России, высокой социальной значимостью и востребованностью этой проблематики. Выбор МПГУ в качестве ключевого партнера по научно-методическому сопровождению проекта подтверждает авторитет Университета и высокий уровень реализуемых им подготовки и дополнительного образования педагогов для преподавания модулей и курсов, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся.
Алексей Кричкин