Весенний сезон экспедиций Московской этнографической олимпиады в регионы РФ завершился в Республике Марий Эл. 28 мая просветительское мероприятие в рамках проекта прошло на площадке Марийского государственного университета. Участники – студенты 1–4 курсов бакалавриата Института национальной культуры и межкультурной коммуникации МарГУ, обучающиеся по направлениям: Педагогическое образование с двумя профилями (родной и английский язык), Отечественная филология (марийский язык и литература), Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (культурный туризм и экскурсионная деятельность), Народная художественная культура, Международные отношения, Реклама и связи с общественностью.
Открыла мероприятие заместитель директора по воспитательной работе, заведующий кафедрой культуры и искусств Института национальной культуры и межкультурной коммуникации МарГУ Галина Кадыкова. Ребята с большим интересом прослушали просветительскую лекцию доцента кафедры ЮНЕСКО Московского педагогического государственного университета, кандидата исторических наук, этнолога Елены Хабенской «Этномузеи и этнопарки как способ сохранения этнокультурного многообразия России». Для многих студентов эта тема оказалась напрямую связана с их будущей специальностью.
Для чего создаются этнографические музеи? Чем этно-музей отличается от этнопарка? «Живой» музей или «застывшая» коллекция – что больше привлекает посетителей? Почему этнографические парки так популярны сегодня? На эти и другие вопросы слушатели рассуждали и искали ответы вместе с лектором, рассматривая различные виды и типы существующих сегодня этномузеев и этнопарков, которых в России существует более 200. Студенты познакомились с самыми первыми «классическими» музеями этнографии в Санкт-Петербурге; Архитектурно-этнографическим музеем «Василёво», основанным еще в советский период; самым большим в РФ современным этнопарком «Этномир» в Калужской области, где представлены быт и культура многих народов мира; уникальным интерактивным Музеем кочевой культуры с оригинальными просветительскими программами «погружения» в мир кочевников, созданным учителем географии на территории московской школы; настоящим этностойбищем ненцев «Тыяха» на Таймыре, которое стало «живым этнопарком» для туристов, и другими современными музеями этнографической направленности.
Этнопарки и этномузеи имеют огромный образовательный потенциал и дают возможность активного погружения в атмосферу культурного и языкового разнообразия российской культуры. После лекции ребята традиционно ответили на 40 вопросов этнографической олимпиады, которая включала, в том числе, задания, связанные с культурой народов, проживающих в Республике Марий Эл.
Проект «Москва столица многонациональной России: экспедиция» реализуется при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера», во взаимодействии с Московским педагогическим государственным университетом – вузом, осуществляющим научно-методическое сопровождение олимпиады. В этом году экспедиции проекта побывали в Челябинской области и Чеченской Республике. Осенью планируется проведение этнографических олимпиад еще в трех регионах РФ.
Подробнее о проекте: https://этномосква.рф; www.etnosfera.ru; https://mpgu.su/cikl-meroprijatij-moskva-stolica-mnogonacionalnoj-rossii-4/
Елена Хабенская