Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Значимость этнокультурного компонента как средства воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании обсудили в Московском доме национальностей

Новости МПГУ

27 марта 2024 года преподаватели и студенты Московского педагогического государственного университета приняли участие в проходившем в Московском доме национальностей семинаре «Этнокультурный компонент как средство воспитания гражданственности и патриотизма в дополнительном образовании».

Семинар проводится в рамках проекта ГБУ «МДН» «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме» в соответствии с реализацией Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года. Научный руководитель и модератор семинара – главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Мартынова Марина Юрьевна; сомодератор семинара – декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», председатель комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук Омельченко Елена Александровна.

В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы: этнокультурный подход в процессе патриотического воспитания; фундаментальные основы духовно-нравственного развития и воспитания; сущность воспитания этнокультурной направленности; этнокультурное воспитание в дополнительном образовании; роль внеаудиторных мероприятий (посещение народных праздников, мероприятий, выставок, посвящённых этнокультурной тематике) в системе дополнительного образования; средства и формы работы по приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования; педагогические условия процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в образовательных учреждениях; формирование этнокультуры учащихся.

В качестве экспертов на семинаре выступили Устьянцев Герман Юрьевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Тиханкина Светлана Анатольевна, к.ф.н., доцент РГГУ, руководитель образовательных программ Центра «Холокост»; Иванова С.Ю., д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН. В мероприятии также приняли участие педагоги и специалисты из Москвы и регионов, которые поделились своим опытом работы в направлении патриотического воспитания в рамках дополнительного образования. Среди них Артеменко О.И., кандидат биологических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, Пискайкина Т.С., к.и.н., Почетный работник среднего профессионального образования РФ, Отличник просвещения РФ, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ РМ «Ичалковский педагогический колледж», Ахмадуллина Л.Я., к.ф.н., руководитель башкирского этнокультурного клуба и другие.

Возможности использования образования, как фактора формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного и школьного возрастов, были рассмотрены в разных ракурсах. В частности, были представлены эффективные практики и технологии трансляции идеи патриотизма с учетом этнокультурной специфики регионов Северного Кавказа, республик Поволжья, Ханты-Мансийского автономного округа. Большой интерес слушателей вызвал рассказ об опыте Центра «Холокост» в реализации образовательных программ для молодежи и педагогов, включая «Неделю памяти 2024» и проведение ежегодного конкурса работ преподавателей, школьников и студентов о Холокосте. Применение новых методик преподавания ДПО в Москве, сложности и преимущества данного формата работы были освещены также на примере башкирского этнокультурного клуба. Национальный этнокультурный клуб в этом случае работает в формате вечерней школы и выступает в качестве компонента, замещающего национальное образование в Москве. Рассмотрены некоторые результаты дискурс-анализа идеи патриотизма в научных исследованиях представителей субъектов РФ с акцентом на ресурс этнопедагогики.

Отличительной особенностью семинара стало активное участие студентов педагогических направлений подготовки, обучающихся в МПГУ по профилям «История и воспитательная работа», «Обществознание и ОРКСЭ». Ребята задавали много вопросов и активно вступали в дискуссии по значимым вопросам воспитания детей.

В работе семинара приняли участие представители территориальных органов государственной исполнительной власти, руководители и представители национальных общественных организаций г. Москвы, члены Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, сотрудники и учащиеся высших и средних учебных заведений, СМИ.

Марина Мартынова, Елена Омельченко

Фото: ГБУ «МДН»

31 / 03 / 2024

Показать обсуждение