Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

К юбилею великого педагога и методиста М.А. Рыбниковой

Новости МПГУ

 

 

 

20 февраля 2025 г. исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского советского педагога, методиста-словесника, фольклориста, литературоведа, выпускницы МВЖК, преподавателя 2-го МГУ Марии Александровны Рыбниковой.

М.А. Рыбникова родилась 8(20) февраля 1885 г. в деревне Александро-Невская Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне посёлок Александро-Невский Рязанской области) в семье служащего. Большую часть своего детства она прожила у родственников матери в небольшом купеческом имении Горбово, расположенном в Гжатском уезде Смоленской губернии. Девяти лет девочка была определена пансионеркой в московское Мариинское училище, где проявился её интерес к гуманитарным дисциплинам. Сочинения школьницы по литературе были лучшими в классе, она участвовала в выпуске ученического литературного журнала и помещала в нём свои автобиографические повести и статьи на общественно-педагогические темы. Как способной ученице Рыбниковой разрешали давать уроки младшим ученицам.

После окончания в 1903 г. Мариинского училища с медалью Мария Рыбникова год преподавала в начальной школе. Чувствуя свою неподготовленность к самостоятельной педагогической деятельности, молодая учительница решила продолжить обучение в высшем учебном заведении. Осенью 1904 г. М.А. Рыбникова поступила на историко-филологический факультет по отделению русской литературы Московских высших женских курсов (МВЖК, ныне МПГУ). Здесь она с увлечением посещала научные семинары известных педагогов-филологов Павла Никитича Сакулина (позже он преподавал во 2-м МГУ) и Алексея Евгеньевича Грузинского. За годы обучения на курсах девушка приобрела не только хорошие знания по педагогике и филологии. Регулярная преподавательская деятельность, участие в педагогическом кружке, находившемся под влиянием идей Л.Н. Толстого о «свободном воспитании», работа в воскресных школах и детских учреждениях приумножали преподавательский опыт будущего педагога. Сокурсницей Марии Рыбниковой была Елизавета Эфрон – сестра Сергея Яковлевича Эфрона, мужа Марины Цветаевой. В 1909 г. М.А. Рыбникова окончила МВЖК – по всем предметам, кроме французского языка, в её дипломе значился высший балл – «весьма удовлетворительно».

После успешного окончания МВЖК М.А. Рыбникова переехала в Вязьму, где поступила на должность учителя литературы в Вяземскую женскую гимназию. Именно к этому периоду относятся её первые публикации и опыт собирания фольклора. Сформировался и круг научных интересов Рыбниковой как методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Во время работы в Вязьме она разрабатывала новые методические идеи, с которыми зимой 1916/1917 г. выступила на I Всероссийском съезде учителей-словесников. После этого выступления имя Рыбниковой стало широко известно среди педагогов России. В 1918 г. Мария Александровна была принята на работу в Малаховскую среднюю опытно-показательную школу в Московской губернии. В 1923 г. она преподавала в Институте Слова (до его закрытия), вела литературно-методический семинарий для учителей-словесников, в 1923-1928 гг.  преподавала в Московском педагогическом техникуме Профинтерна. Эту работу она совмещала с преподаванием в средней школе, в частности, с 1926 г. в школе II ступени имени Луначарского.

С самого начала своей педагогической деятельности М.А. Рыбникова на первый план выдвигала задачу воспитания и формирования личности, выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины: природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения. От учителя требовалось хорошее знание учебного предмета. Признавая важность всех школьных дисциплин в деле обогащения речи детей, Рыбникова подчеркивала роль учителя-словесника, который по-своему обрабатывает и обогащает учебный материал. Учёная разработала методику наблюдений над языком художественных произведений и систему упражнений по русскому языку. Она была инициатором и руководителем введения курса литературного чтения в 5-7-х классах. В 1920-е гг. М.А. Рыбникова выпустила ряд работ по теории и истории литературы, в том числе сборник статей о поэтике Толстого, Чехова, Тургенева, Пушкина, разработала методику наблюдений над языком художественных произведений. Кроме научных и педагогических работ Рыбникова пробовала силы в литературном творчестве – в 1925 г. вышла в свет её драма «Максимилиан».

В 1924-1931 гг. Мария Александровна преподавала на педагогическом факультете 2-го МГУ (бывшие МВЖК, ныне МПГУ), с 1928 по 1930 гг. – в Индустриально-педагогическом институте имени К. Либкнехта.  Педагогическую деятельность Рыбникова успешно совмещала научно-исследовательской: в Институте методов внешкольной работы, Институте научной педагогики, Программно-методическом-институте, Институте школ Наркомпроса РСФСР и др. учебных и научно-исследовательских учреждениях. М.А. Рыбникова участвовала во всех комиссиях по составлению учебных программ и по вопросам детского чтения, организуемых Наркомпросом. В 1930-е гг. она стала одним из создателей советской методики преподавания литературы в школе, участвовала в создании новых программ и хрестоматий. Мария Александровна собирала народный фольклор, готовила сборник русских пословиц, занималась организацией музеев и выставок, проводила семинары. С 1934 г. М.А. Рыбникова – профессор.

Рыбникова – автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий. Основные труды посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Цитаты из трудов классика методики преподавания можно встретить в рефератах студентов педагогических вузов.

После начала Великой Отечественной войны Мария Александровна была эвакуирована в Свердловск, где продолжала педагогическую деятельность – читала курсы по методике, стилистике, устной народной поэзии в Свердловском педагогическом институте. В 1941 г. она разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы. Особое значение учёная придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся.

Мария Александровна Рыбникова скоропостижно скончалась 3 июня 1942 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург).

С о ч.: «Изучение родного языка» (1921); «Работа словесника в школе» (1922); «А. Блок – Гамлет» (1923); «По вопросам композиции» (1924); «Книга о языке» (1925); «Современная и классическая литература в школе» (1927); «Изучение литературы в школах II ступени» (1928); «Введение в поэтику» (1929); «Методика преподавания литературы» (1930); «Загадки» (1932); «Введение в стилистику» (1937); «Очерки по методике литературного чтения» (1941, 3-е изд. – 1963); «Избранные труды» (1958, 1985); «Русские пословицы и поговорки» (1961).

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

 

 

 

20 / 02 / 2025

Показать обсуждение