Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

К юбилею Владимира Шухова

Новости МПГУ

170 лет назад –  16 (28) августа 1853 года –  в городе Грайворон Белгородской области родился Владимир Григорьевич Шухов – талантливый русский инженер и изобретатель гиперболоидных конструкций, сетчатых перекрытий-оболочек и промышленной установки термического крекинга нефти, архитектор и учёный, член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, лауреат премии имени В.И. Ленина, Герой Труда.

Нынешнему и предшествующим поколениям выпускников нашего Педагогического Университета – даже если они сугубые гуманитарии – имя Владимира Шухова вспоминается каждый день. Для этого достаточно зайдя в Главный Корпус и войдя в Атриум, поднять голову. Где каждый раз тебя будет ожидать чудо раскинувшегося над головой неба, ясно просматривающегося через кажется парящую стеклянную крышу…

Но до этого были еще долгие годы учебы и труда автора этого невесомого чуда и иных, не менее прекрасных в своем совершенстве чудес, изобретенных великим инженером.

После окончания школы в Петербурге, в 1871 году молодой Владимир Шухов поступил в Императорское московское техническое училище в Москве (ныне – Московский государственный технический университет – МГТУ имени Н.Э. Баумана). В 1876 году Шухов с отличием окончил ИМТУ, получив диплом инженера-механика. После поездки в Америку Шухов становится проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава — Вена.

Спустя два года (1878 г.) Шухов перешёл на работу в фирму инженера-предпринимателя Александра Бари, переехал в Баку, где фирма вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях. Здесь проявилась удивительная творческая энергия Шухова. Он стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России. Заказчиком была одна из топовых в мире по капиталам и объемам производства фирма «Братья Нобель».

Наряду с большими работами по проектированию и строительству последующих нефтепроводов Шухову приходилось решать задачи, возникавшие при добыче, транспортировке и переработке нефти. В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти. Через год нефть перестали хранить в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута, после внедрения которой мазут стали использовать как топливо. В последующие годы были сделаны многочисленные новые разработки, в том числе созданы различные насосы для подъема нефти из скважин, изобретён эрлифт (газлифт), выполнено проектирование и строительство нефтеналивных судов и установок для дробной перегонки нефти. Была спроектирована первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти.

Владимир Шухов стал автором и главным инженером проектов первых российских магистральных нефтепроводов. Примерно с 1885 года Шухов начал строить первые русские танкеры, спроектировал нефтеналивные баржи, которые имели наиболее приспособленную для течений форму, а также очень длинную и плоскую конструкцию корпуса. Монтаж осуществлялся с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове. Таким образом, Шухов внес значительный вклад в развитие русской нефтяной промышленности.

Когда в 1886 году в связи с созданием в Москве системы водопровода был объявлен конкурс, фирма Бари приняла в нем участие. Еще до этого Шухов, используя свой опыт в сооружении резервуаров и трубопроводов и применив новые модификации насосов, проложил водопровод в Тамбове. На основе обширных геологических исследований Шухов вместе со своими сотрудниками в течение трех лет составил проект новой системы водоснабжения Москвы.

В 1896 году Шухов изобретает новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении. В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой – на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов. Котлы были установлены на броненосцах «Князь Потёмкин-Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Талантливый изобретатель придумал несколько конструкций морских мин, платформ для тяжелых артиллерийских систем и поворотно-запорный механизм закрывания входа в морские доки.

В.Г. Шухов являлся изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Многим знакомы его монументальные произведения – стеклянные крыши и ротонды ГУМа и Петровского пассажа, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Киевского вокзала и многих других зданий и сооружений. И, самая знаковая – «Шуховская башня» на Шаболовке, сооружение которой вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновлённый строительством башни, в 1926 году создаёт роман «Гиперболоид инженера Гарина».

В 1907 году, на участке Девичьего поля в Хамовниках началось строительство архитектурного комплекса учебных зданий специально для Московских Высших Женских Курсов (ныне – МПГУ). Главный аудиторный корпус Курсов строили два знаменитых зодчих – Сергей Иустинович Соловьев и Владимир Григорьевич Шухов. Шухов отработал технологию строительства металлокаркасных сводов стеклянной крыши и опор атриума главного корпуса МПГУ. Им был разработана крыша вестибюля, стропила Большой и двух Малых аудиторий, конструкции колонн, балок, а также каркас шестиэтажного книгохранилища.

5 октября (по старому стилю) 1913 года, в день всеобщего почитания святителей Московских и всея России чудотворцев и тезоименитства наследника престола Российской империи Цесаревича Алексия Николаевича Романова состоялось открытие Главного корпуса. И на проводившемся в 1914 году Московской городской управой конкурсе лучших построек — проект Аудиторного корпуса МВЖК был отмечен II премией и серебряной медалью.

Сегодня можно смело сказать, что изюминкой интерьера главного корпуса МПГУ является стеклянная крыша (световой фонарь) талантливого инженера В.Г. Шухова. Благодаря светоотражающей конструкции В.Г. Шухова, в ясный или пасмурный день в атриуме корпуса всегда светло без дополнительного освещения, а полностью стеклянный свод создает ощущение «легкости» большого пространства.

С 1918 года В.Г. Шухов был членом Государственного комитета нефтяной промышленности, а в 1927 году стал членом советского правительства. В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, удостоен звания «Герой Труда», а в 1929 году стал почетным членом АН СССР. В том же году он становится членом Московского городского совета.

В последние годы жизни Владимир Григорьевич вел уединенный образ жизни и принимал только друзей и старых товарищей по работе.

2 февраля 1939 года Владимир Григорьевич Шухов скончался и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Выражаем надежду на то, что светлое имя выдающегося инженера и изобретателя не померкнет в веках, а профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты нашего университета всегда будут вспоминать Владимира Григорьевича с благодарностью за то, что он сделал для многих поколений МВЖК, 2-го МГУ и МПГУ.

28 / 08 / 2023

Показать обсуждение