20 июня 2021 г. – мы отмечаем день рождения выпускника Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, одного из основоположников жанра авторской песни, поэта, писателя и журналиста, актера, сценариста и драматурга, художника Юрия Иосифовича Визбора (1934-1984).
Юрий Иосифович Визбор родился 20 июня 1934 г. в Москве. У барда украинско-литовские корни, но на вопрос о национальности он всегда отвечал: «русский». Его отец, офицер Красной Армии Юзеф Визборас – литовец. Мать, Мария Григорьевна – уроженка Екатеринодара. В трехлетнем возрасте Юрий лишился отца. В 1938 г. красный командир, ветеран Гражданской войны Визборас был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной латышской организации и подготовке террористических актов». Отца семья не дождалась: в 1958 г. его реабилитировали посмертно, за отсутствием состава преступления.
Когда началась Великая Отечественная война, Мария Григорьевна перевезла сына к родственникам в Краснодар. Фельдшер по образованию, она во время войны работала в санэпидстанции, училась в Первом Медицинском институте. Как только к Краснодару приблизился фронт, Юрия отвезли в Москву. Жил он с матерью на Сретенке. В московской средней школе № 659 Визбор учился в третью смену, поскольку учителей не хватало.
Еще в раннем детстве отец пытался учить сына живописи, в 13 лет мальчик освоил игру на гитаре – один из соседей познакомил его с основными аккордами. Ю.И. Визбор вспоминал: «Гитара тогда считалась символом мещанства. Один великий написал: гитара – инструмент парикмахеров, оскорбив сразу и великий инструмент, и замечательных тружеников». Тогда же Юрий написал первое стихотворение, которое посвятил девочке из пионерского лагеря: «Тетрадка со стихами была обнаружена матушкой во время генеральной уборки. Состоялось расследование…». Однако Юрий Визбор не хотел быть ни художником, ни поэтом, ни артистом. Как и многие мальчишки тех лет, он мечтал стать футболистом или летчиком. В старших классах Юрий играл в школьной волейбольной команде «Динамо», а в свободное время собирал авиамодели. В пятнадцатилетнем возрасте он стал посещать местный аэроклуб и через два года научился летать на Як-18 и По-2.
В 1951 г. Юрий Визбор окончил среднюю школу. Попытки попасть в престижные вузы не увенчались успехом. Ни в одном из них у выпускника даже не приняли документы: в них было указано, что Визбор – сын врага народа. По совету друга-одноклассника Владимира Красновского он решил поступать на филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Сначала Визбор встретил предложение друга с юмором, но тот в качестве последнего аргумента предложил хотя бы поехать посмотреть «офигительное здание» института на Пироговской. Здание МГПИ показалось Юрию Визбору необычайно красивым, и он понял, что студенческие годы проведет именно здесь. Из воспоминаний биографов Юрия Иосифовича: «Внешний вид действительно произвел на Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации». Позднее с этой девушкой – Светланой Богдасаровой Визбор написал много песен. Решение было принято, и за компанию с товарищем, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен на 1-й курс филологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. Красновский тоже прошел по конкурсу, и друзья стали учиться в одной группе. Бард вспоминал: «Я неожиданно удачно поступил в институт, и только много позже, лет через десять, я узнал, что мне тогда удалось это сделать только благодаря естественной отеческой доброте совершенно незнакомых мне людей».
Учеба в педагогическом вузе повлияла на творческую биографию поэта и барда. МГПИ 1950-х гг. был богат талантами. Здесь учились Юрий Ряшенцев, (совсем недавно мы отметили его 90-летие), Юлий Ким, Максим Кусургашев, Ада Якушева, Борис Вахнюк, Петр Фоменко, Юрий Коваль, Всеволод Сурганов.
В вузе были сильны песенные традиции, развиты студенческая самодеятельность и туризм. Именно в МГПИ зародился новый жанр – самодеятельная, или авторская (бардовская) песня. Студенты шутили, что букву «П» в названии института нужно расшифровывать как «поющий» («Поющий институт). Источником вдохновения для первых песен Юрия Визбора стали походы по живописным местам Карелии и Подмосковья. На первом-втором курсе он написал свою первую песню «Мадагаскар», положив собственные слова на музыку из спектакля Кукольного театра Сергея Образцова «Под шорох твоих ресниц». За пять лет обучения бард сочинил несколько десятков своих песен, в том числе известные хиты «Милая моя», «Ты у меня одна» и «Серега Санин».
На старших курсах вместе с другом-поэтом Юрием Ряшенцевым Визбор сочинил гимн МГПИ-МПГУ «Мирно засыпает родная страна». Юрий Иосифович по праву считается одним из основателей и ярких представителей авторской песни. По мнению Юлия Кима, «Пушкиным в бардовском деле был, безусловно, Юра. Я думаю, что именно и только он, потому что он был универсален. Он выдал весь спектр основных интонаций бардовской песни, лирики, любой: саркастической, лирической, любовной, романтической – первый. И он, как сказано о нем, задал тон первым гитарам… Без Визбора я не взялся бы за гитару. Я пришел в институт сложившимся начинающим поэтом. У меня уже было 20 стишков, один другого хуже, по нынешним меркам. Но, тем не менее, я думал о поприще стихотворном, а не песенном. А глядя на Визбора, нельзя было не взяться за гитару».
С первого курса Юрий Визбор стал участником литературного кружка – студенты писали стихотворения и печатали их в студенческой газете «Ленинец». Однако большую часть свободного времени студент проводил на спортивных соревнованиях – он играл в университетских командах по волейболу, футболу, участвовал в лыжных гонках. Позже Ю.И. Визбор напишет в своих мемуарах: «Из 30 человек на первом курсе было лишь двое мужчин. Один из них – я. За факультет я выступал по одиннадцати видам спорта, за институт – по шести».
В студенческие годы Юрий Визбор увлекся также альпинизмом, был постоянным участником горных экспедиций. Лето 1952 г. он провел в лагере «Баксан» на Кавказе, где написал песню «Теберда», названную в честь горной реки. Визбор писал песни и к студенческим капустникам, часто в перерывах между лекциями. Так появились шуточные композиции «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки». Капустники славились на весь институт, зал всегда был переполнен. Исполнялись стихи и песни студентов, ставились сценки – и серьезные, и юмористические.
Окончив в 1955 г. институт, Юрий Визбор уехал по распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал в сельской школе русский язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру. Однако он проработал там всего несколько месяцев – карьеру преподавателя прервала служба в армии. Визбор служил в городе Кандалакша, недалеко от Мурманска. В части он выучился на радиста: «Радист никогда не бывает одинок. Даже ночью в нашей северной пустыне. Сидишь – холодно, костерок еле-еле горит, в лесу какие-то черти поскрипывают. А включишь рацию – перед тобой весь мир!». В армии Юрий Визбор впервые испробовал себя в роли журналиста. В армейских газетах печатались его рассказы, стихи и даже «Строевой гимн связистов». За время службы Визбор написал песни «Маленький радист» и «Не грусти, сержант». Мелодию для последней он позаимствовал из фильма Александра Разумного «Случай с ефрейтором Кочетковым». Композицию на собственную музыку бард сочинил в 1956 г. – это была песня «Синие горы».
Вернувшись из армии в 1958 г., Юрий Визбор женился на Аде Якушевой. Молодая семья жила у матери Визбора в комнате на Неглинной улице (ныне в том здании располагается московский Департамент культуры). Окна на третьем этаже выходили на Кузнецкий мост. В квартире, кроме них, жили еще три семьи. Дом на Неглинной, где в конце 1950-х и начале 1960-х гг. жили Юрий Визбор, Ада Якушева и их дочь Таня, был «штабом» самодеятельной песни. К ним приходили и приезжали со всех концов Советского Союза. Это были барды, актеры, журналисты, ученые, друзья-альпинисты. Многие часто оставались ночевать, иногда даже жить. Позднее мать Юрия получила отдельную комнату в коммуналке на Беговой.
Ю.И. Визбор был женат трижды. Второй брак был заключен в 1967 г. с актрисой Евгенией Ураловой, с которой он познакомился на съемках кинокартины «Июльский дождь». У них родилась дочь Анна. Спустя семь лет Визбор вновь женился. Его третья женой стала журналистка Нина Тихонова. Она была с бардом до самой его смерти.
Основным призванием Ю.И. Визбора, конечно, была журналистика. После армии он работал внештатным корреспондентом на Московском радио: «В школу возвращаться не хотелось, профессия преподавателя, как я понял, была не для меня: я очень быстро хотел получать результаты своих усилий и был крайне нетерпелив. Поэтому я стал журналистом – результат довольно близко». Молодого энергичного репортера отправляли в самые отдаленные уголки страны: «Я имел восемьдесят поездок в год, причем поездок дальних: на Дальний Восток, в Сибирь многократно, на Север, – ну, бог знает куда!». В 1962 г. Визбор выступил с инициативой создания молодежной радиостанции «Юность». На Радио придет работать и Ада Якушева, а в следующем поколении – дочь Татьяна Визбор, журналистка, автор книги воспоминаний об отце.
С 1964 г., совместно с группой единомышленников Юрий Визбор начал издавать журнал «Кругозор», в котором был создан уникальный жанр «песни-репортажа» – помимо обычных страниц в каждом номере были вкладки-гибкие пластинки: «В 1964 г. мы организовали звуковой журнал “Кругозор”. Название, по-моему, очень точное, придумал Лев Кассиль». Первый репортаж был посвящен нефтяникам Каспия.
В 1960-х гг. Визбор написал песни, ставшие всенародно известными и любимыми. Среди них: «Охотный ряд», «Синий перекресток», «Такси», «Три минуты тишины» и др. Единственная композиция барда, в которой он был лишь автором музыки, вышла в 1960 г. – «Если я заболею». Автором стихов стал поэт Ярослав Смеляков. В 1961 г. песню напечатали в журнале «Музыкальная жизнь». В этом же году Визбор и писатель Сергей Смирнов стали авторами сценария к фильму «Выше неба», в котором звучат шесть произведений барда. Самым знаменитым стал «Домбайский вальс».
Со временем Юрия Визбора узнала вся страна. Студенты, туристы, интеллигенция полюбили его творчество. С начала 1960-х гг. Ю.И. Визбор вел активную концертную деятельность. Он ездил по городам и весям страны, и в каждом городе Советского Союза его встречали восторженно. В 1971 г. бард дал тридцать концертов, в 1976 г. – семьдесят. Песня «Милая моя», которая быстро стала хитом, звучала во всех концертных программах Визбора. Конечно, посещал Юрий Иосифович и фестивали бардовской песни.
В 1966 г. началась кинематографическая биография Ю.И. Визбора. По своему сценарию он снял документальную картину «Тува – перекресток времен». С 1970 г. Визбор стал работать сценаристом и редактором творческого объединения «Экран» Центрального телевидения. По его сценариям было поставлено свыше сорока документальных фильмов, а также художественные фильмы: «Год дракона», «Прыжок», телефильм «Капитан Фракасс».
Юрий Визбор и сам много снимался в кино. Первую свою роль он сыграл в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» в 1967 г. В этом фильме Визбор исполнил песню Булата Окуджавы «Простите пехоте» и собственную песню – «Спокойно, товарищ». Среди других известных киноролей Ю.И. Визбора: Бегоунек в «Красной палатке» – последней режиссерской работе М.К. Калатозова; Саша в картине Ларисы Шепитько «Ты и я»; Балашов в «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова; рейхсляйтер Мартин Борман в культовой ленте «Семнадцать мгновений весны», снятой режиссером Татьяной Лиозновой. Визбор сочинил песни ко многим кинофильмам, в том числе знаменитую «Александру» к фильму-мелодраме В.В. Меньшова «Москва слезам не верит». Песни барда звучат во многих кинолентах, снятых значительно позже: «Милая моя», «Ты у меня одна» и другие. В 1976 г. в Варне Ю.И. Визбор получил Гран-при на фестивале Красного Креста, представив свое документальное детище – «Доктор». Спустя три года – Гран-при в Сан-Винценте (Италия).
Юрием Иосифовичем написан ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Так, в 1973 г. в театре им. Ленинского комсомола в Москве была поставлена пьеса «Автоград-XXI», написанная Визбором в содружестве с Марком Захаровым. Они же сделали сценическую версию романа Бориса Васильева «В списках не значился», которая была поставлена в «Ленкоме» и в других театрах. Вот что писала о Визборе театральный режиссер Галина Волчек: «Обычно люди, которые пишут сценарии, пьесы, прозу, стихи, песни, режиссируют, играют как актеры, да еще и поют, вызывают некоторое профессиональное подозрение. Но все, к чему был причастен Юрий Визбор, привораживает подлинностью и правдой интонации, глубиной, не придуманной, а выстраданной болью, чистотой и не умиляющим, а иногда жестоким юмором, подчас жутковатой иронией. Он аккумулировал в себе лучшие приметы тех, кто сформировал свое художническое и гражданское мировоззрение в конце 50-х годов»,
Визбор писал повести и рассказы. Еще после армии он сел за написание повести, о которой положительно отозвался Константин Симонов. В 1963 г. Юрий попытался напечатать свое произведение «На срок службы не влияет», но редакция журнала «Юность» отказала ему в публикации. Ее выпустили только после смерти Ю.И. Визбора, в одном из двух томов его сочинений. В 1966 г. Юрий Визбор выпустил свой первый сборник рассказов под названием «Ноль эмоций». Основная часть литературных произведений писателя была опубликована уже после его кончины. Это книги «Я сердце оставил в синих горах» (1986-1989), вышедшая тиражом 250 тыс. экземпляров и «Стихотворения и песни. Сочинения в двух томах» (1999). В творческом наследии Визбора свыше трех сотен песен.
Юрий Иосифович Визбор – бард, актер, поэт, журналист, художник, сценарист. Талант этого удивительного человека проявлялся во всем, к чему бы он не прикасался, ему все было по плечу. Одним из увлечений Визбора были горные восхождения и путешествия. Он серьезно занимался альпинизмом и принимал участие в экспедициях на Кавказ, Памир, Тянь-Шань и по маршруту Северного морского пути. Визбор никогда не жаловался на здоровье: «Я рыбачил, стоял с перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче, подучивался навигаторскому делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах, снимал на зимовках показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в Доме журналистов, прыгал с парашютом, стоял на границе в наряде, служил радистом и заработал 1-й класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с концертами, чинил радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и туристские группы, строил дома, занимался подводным плаваньем. Вот, пожалуй, и все».
В 1982 г. Ю.И. Визбор перенес инфаркт, но быстро пошел на поправку. Восстановив здоровье, он снова отправился в горы с очередной экспедицией. В марте 1984 г. бард вернулся в Москву из альпинистского лагеря «Цей» и порадовал своих поклонников композицией «Цейская». Почувствовав недомогание, Юрий Иосифович обратился к врачам. Те поставили страшный диагноз – онкология. Спустя полгода Юрия Визбора не стало. Он скончался 17 сентября 1984 г. Знаменитому барду было всего 50 лет!
Похоронили Юрия Иосифовича Визбора на Кунцевском кладбище столицы.
Память о Юрии Визборе увековечена на горе Чегет в Кабардино-Балкарии, где в 2006 г. была установлена мемориальная доска, посвященная знаменитому барду.
В 2014 г., когда отмечали 80 лет со дня рождения Ю.И. Визбора, по инициативе друзей и соратников поэта, журналиста, актера, одного из родоначальников и ярких представителей жанра авторской песни, человека, внесшего большой вклад в культурное наследие России, 2014-й год был объявлен «Годом Юрия Визбора». 10 октября 2015 г. в районе Сретенки, на фасаде дома 5/7 по Ананьевскому переулку, где прошли юношеские годы Юрия Визбора, также была установлена мемориальная доска, посвященная этому талантливейшему человеку: «Бард, журналист, актер Юрий Визбор жил в этом доме в 1942-1949 гг.». На церемонию открытия пришли родные и близкие барда, исполнители авторской песни, на сцене у дома проходил концерт. Собравшиеся подпевали любимые песни, а после окончания выступлений еще долго не расходились и вспоминали знаменитого барда. Визбор оставил нам несколько золотых фраз, вошедших в поговорки, например, «А также в области балета мы впереди планеты всей».
О Юрии Визборе сняты документальные фильмы и телевизионные передачи, содержащие воспоминания его современников: «Не верь разлукам, старина» (1987), «Вершина Визбора» (1988), «„Доводилось нам сниматься“: Ю. Визбор в кино» (1994). «Юрий Визбор. „Разрешите вам напомнить о себе“» (1999) и др.
Яркое творчество Юрия Визбора очень популярно и сегодня. Вечера с гитарой в кругу родных и друзей редко обходятся без хитов, которые стали народными. К дому на Сретенке, где прошло детство и юность Юрия, на могилу поэта-песенника приходят тысячи поклонников его таланта.
Студенты и преподаватели МПГУ также чтут память о знаменитом выпускнике, проводят пешеходные экскурсии по местам, связанным с творчеством барда, посвящают ему радиопередачи и видеоролики. Мы все по праву гордимся тем, что творческая биография Юрия Визбора начиналась именно в стенах нашего вуза.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.