Образовательные эксперты об отставке и назначении министра образования и науки РФ.
Девятый министр
Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор:
– Одна из ключевых характеристик того, что происходит сегодня в России, – это «время перемен». По тем трансформациям, которые мы наблюдаем, мы так или иначе пытаемся угадать векторы этих перемен.
Дмитрий Ливанов ушел с поста министра образования и науки, и, на мой взгляд, однозначного ответа на вопрос о том, что к этому привело, нет. Но, по сути, перед нами яркий случай, когда министра бросили в так называемую электоральную топку в попытке снять напряжение, связанное с системой образования, убрать с повестки дня несбывшиеся ожидания, пригасить остроту проблемы его недофинансирования, естественных сложностей на пути развития системы образования, вопросов, которые сегодня ставят относительно статуса учителя… В такой ситуации нередко кому-то кажется, что, убрав профессионального лидера системы, можно автоматически снять и все эти вопросы.
С моей точки зрения, Дмитрий Ливанов как человек, я подчеркиваю это, с характером, имеющий свою позицию и точку зрения, который всегда стоял за интеграцию фундаментальной науки и образования, который никогда не был «флюгером», сделал очень многое и продолжил заложенное его предшественниками – Геннадием Ягодиным, Эдуардом Днепровым, Александром Тихоновым, Владимиром Филипповым, Андреем Фурсенко. Я говорю сейчас о системе образования, связанной с вариативностью, с ценностью образования, с его восприятием как социального института развития личности.
Какие могут быть прогнозы относительно нового курса? Цыплят по осени считают, поэтому я бы воздержался сейчас от тех или иных серьезных прогнозов. Вообще, когда появляется новый человек, ему всегда атрибутируют множество характеристик, создают разные его образы. Но как ангелизация образа лидера, так и его демонизация – безнадежное занятие. Мы вскоре увидим, каков этот лидер, по его поступкам, по делам и посмотрим на это прежде всего как люди, живущие образованием, и как профессионалы. В моей жизни, связанной с образовательной политикой и идеологией, это уже девятый министр образования. Пора рожать.
Без резких движений
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– То, что Дмитрий Ливанов уйдет с поста министра образования и науки России, стало понятно еще весной, когда его вывели из состава руководства партии «Единая Россия». Это был лишь вопрос времени. Сам Дмитрий Викторович, надо сказать, относился к такому повороту событий совершенно спокойно и отставку, связанную, безусловно, с некоторыми политическими обстоятельствами, принял спокойно, понимая, что занимается весьма непопулярной работой.
С моей точки зрения, ни одного крупного прокола за четыре года в министерском кресле у Ливанова не было. Случались неосторожные фразы в интервью, неосторожные реакции на чужие высказывания, но исключительно на уровне спонтанных эмоций. При этом все, о чем говорилось в указах Президента РФ, в решениях правительства, Дмитрий Ливанов выполнял с той или иной скоростью. Нельзя сказать, что это был плохой министр. Он вел линию, начатую при Филиппове и продолженную при Фурсенко, закрепленную в Законе «Об образовании в РФ», в госпрограммах и указах президента. Кроме того, если посмотреть образовательную программу партии «Единая Россия», можно увидеть, что министерство Ливанова либо уже приступило к реализации содержащихся там положений, либо собиралось заняться ими в ближайшее время.
Не думаю, что новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева начнет свой путь с резкой смены курса. Дело в том, что большая часть образовательной политики уже утверждена нормативными документами самого высокого уровня: законами, решениями правительства, указами президента. Любые виражи потребуют серьезных изменений в массе законодательных актов, а это не так просто. Никто, полагаю, не будет этим заниматься, во всяком случае, в преддверии выборов. Разве что развернется более активная работа по внедрению в школе религиозного компонента. Это я вполне допускаю.
Ориентация на эффективность
Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
– Содержание и темп реформ, которые проводились Министерством образования и науки РФ при Дмитрии Ливанове, были ориентированы на достижение эффективности образования. На этом фоне произошло отсечение некачественных образовательных программ, боролись и с псевдообразованием в ссузах и вузах, в том числе путем оптимизации сети образовательных организаций. Все это вызывало определенное сопротивление. Вероятно, в том числе и потому, что темп реформ, а он был достаточно высок, не учитывал особенности регионов и муниципалитетов. К тому же пропорционально достигнутым результатам росли и объемы отчетности. Увы, несмотря на все усилия министерства по сдерживанию вала отчетности, приостановить этот процесс не удалось…
Тем не менее было сделано много удачных шагов: введен новый ФГОС дошкольного образования, новые принципы финансирования дошкольного образования, концепция развития дополнительного образования, которая также потребовала новых подходов, мониторинг эффективности сети организаций высшего образования, был осуществлен переход на стандарты WorldSkills в среднем профессиональном образовании.
Задачи, которые остаются в планах министерства, на мой взгляд, лежат в русле тех заявлений, что сделала новый министр Ольга Васильева. Тем не менее необходимо их четко структурировать и выработать более грамотные планы их реализации с учетом особенностей школ и учителей в разных образовательных системах, и мне кажется, что особое внимание здесь нужно уделить их сопряжению на разных уровнях образования.
Основные приоритеты – по поддержке учителей, зафиксированные в майских указах, по снижению образовательной и, главное, административной нагрузки – непременно лягут в план деятельности под руководством нового министра. От этих задач (очень серьезных), я думаю, не уйти.
Что касается возможных изменений, то, как мы помним, Ольга Васильева в большей степени зафиксировала свое внимание на сфере школьного образования. Вероятно, в этой связи произойдет и усиление кадрового состава министерства, занимающегося этим направлением. Вероятно, министерству стоит усилить и подразделения, которые заняты нормативно-правовыми вопросами, а также методическим сопровождением проводимых реформ.
В меньшей степени каких-то новшеств стоит ожидать в области СПО: та команда, что сейчас есть в ведомстве, набрала хороший темп работы и учла все новые возможности, в том числе связанные с WorldSkills. Стабильное продолжение курса мы скорее всего увидим и в вопросах дополнительного образования, а это означает дальнейшую работу по созданию кванториумов, разработку и поддержку программ дополнительного образования технической направленности.
Кроме того, стоит отметить, что сегодня серьезно заработало и взаимодействие между министерствами спорта, культуры и образования и науки. Я надеюсь, что здесь также сохранится преемственность.
Думаю, в целом каких-либо резких изменений вряд ли стоит ожидать. Особенно это касается программ интеграции школ, вузов, здесь все будет идти в прежнем ключе. Наиболее заметные изменения могут последовать в содержании образования в целом или в отдельных школьных программах. Это могут быть и изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Вполне вероятно, что в ЕГЭ могут прийти дополнения, в том числе в виде иных форм контроля по отдельным предметам.
На старте нацпроектов
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования:
– Если честно, я не знаю, каковы причины отставки министра. Версий множество, но какой смысл гадать на кофейной гуще? Нужно принять свершившееся как факт, и всё. Лично мне кажется, что отставка связана со стартом новой волны нацпроектов. Обычно для их реализации всегда подбирают новую команду, способную трудиться длительный период с новыми силами и с полной отдачей, с утра и до ночи. Нужно очень много ездить по регионам, вести массу переговоров. Я это помню, потому что сам оказывался в подобной ситуации.
Конечно, старая команда, наверное, тоже вполне могла бы справиться. Но, повторяю, есть традиция, своего рода перезагрузка всего кадрового состава. И в любом случае тут есть своя логика, очень четкая и оправданная. Просто далеко не каждый способен понять ее.
Сейчас многие замерли в ожидании новых радикальных изменений и реформ. На самом деле маховик запущен уже давно, локомотив движется, его невозможно остановить или заставить куда-то резко свернуть. Никто ведь не отменял задач, поставленных перед министерством руководством страны. Поэтому новая команда будет, с огромной вероятностью, продолжать то, что делали их предшественники.
Просто пришло время
Евгений ВИРЯЧЕВ, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»:
– Я не так уж интересуюсь кадровой политикой, не собираю информацию, да и как ее собрать, если в традициях нашей власти не делиться с народом своими планами (реальными)…
Очередной непопулярный министр. С невнятной политикой. С ФГОС, который многие небезосновательно считают мистификацией наподобие переименования милиции в полицию. Как и все министры (кроме, пожалуй, Шойгу и Лаврова), не имевший реальной власти, позиции.
Почему сняли? Просто пришло время. Народу надо иногда показывать, что к его мнению прислушиваются. Может, у нового что-нибудь получится. А не получится, так снова поменяем, не страшно. Если только Васильева не станет Cтолыпиным в образовании. А вообще приятно, что женщине доверили. По-европейски как-то.
Не стоит гадать
Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания Ломоносовской школы, Москва, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009»:
– Нравится нам это или нет, оцениваем ли мы это как достоинство или недостаток, но то, что принятие решений в современной российской политике имеет максимально непубличный характер, – очевидный факт. Поэтому истинные причины отставки министра образования и назначения нового – область предположений. У меня этих предположений три.
1. Современная система образования и науки – область, где сталкиваются и никак не могут достичь приемлемого консенсуса несколько ключевых сфер общественной жизни: политическая, идеологическая, экономическая и др. В результате столкновения этих сфер растет температура, возникает социальный накал. Видимо, деятельность предыдущего министра не смогла снизить градус этого накала. То есть произведенные реформы и текущая деятельность не обеспечили решения большинства проблем отрасли.
2. Еще при объединении «науки» и «образования» в одно ведомство было очевидным, что задачи первой и второго разные. Конфликт между их интересами и последующий «развод» неизбежны.
3. Политическая конъюнктура. Перед грядущими выборами власти необходимо продемонстрировать или хотя бы обозначить готовность к изменениям, обеспечить обновление политической элиты, конвертировать свойственные для части избирателей надежды на перемены в голоса избирателей. Лично я не согласен с общественной оценкой деятельности Дмитрия Ливанова, но его рейтинг по оценке был самым низким.
С приходом нового министра, на мой взгляд, ожидать резких изменений в образовательной политике вряд ли стоит. Возможно, стоит ожидать корректировки наиболее раздражающих общество решений (например, разделение Министерства науки и образования на два ведомства, корректировка системы оплаты труда педагогов и др.).
В любом случае по традиции российского образования решение самых сложных и неразрешимых общественных проблем переложено на женские плечи. И именно вследствие этого появляется робкая надежда на их решение…
Вместо гаданий на официальной биографии хочу рассказать о небольшом эпизоде, о моей личной встрече с, как теперь оказалось, будущим министром образования.
Летом 2014 года в связи с образованием нового Крымского федерального округа группу учителей и преподавателей вузов было решено направить в Крым и Севастополь для проведения там ускоренных курсов повышения квалификации для облегчения перехода школ полуострова с украинских образовательных программ на российские. Я оказался в числе приглашенных. Для введения в курс дела мы были приглашены на встречу в Департамент образования города Москвы. От Администрации Президента РФ на встрече выступала Ольга Васильева. В отличие от других докладчиков ее выступление было удивительно лаконичным, дельным и не пафосным.
Из него стало понятно, что она ученый-историк. И я решил обратиться к ней за советом по личному вопросу. Дело в том, что на протяжении уже нескольких лет я в числе группы активистов занимаюсь защитой от незаконной застройки охранных зон памятника архитектуры конца XVII века – церкви Смоленской иконы Богоматери в Софрине (Подмосковье). Ольга Юрьевна дала несколько реально дельных советов, в какие официальные инстанции и к каким официальным лицам нам обратиться. В личном общении она выглядела человеком вдумчивым, сочувствующим и доброжелательным, менее строгим и совсем не жестким, как в момент публичного выступления.
Существует неписаное правило – о деятельности политика имеет смысл высказываться только по прошествии 100 дней с момента назначения его на новую должность, когда накопившиеся за это время поступки, решения и высказывания дадут пищу для обобщения и характеристики его деятельности. Давайте подождем с оценками, давайте не будем гадать.
Непопулярные еще есть
Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»:
– Смещение Дмитрия Ливанова лично для меня стало неожиданностью. Да, слухи о его отставке ходили давно, но в нашей стране сам по себе пост министра образования и науки не очень популярный с точки зрения масс, поэтому и слухи об отставке министра нередки. У нас как-то принято ругать министра образования (а теперь еще и учителей), а заодно констатировать, что ситуация в школе и образовании вообще становится все хуже и хуже.
Между тем Дмитрий Ливанов – умный человек, ученый, опытный образовательный политик. Конечно, результаты его руководства системой образования, как результаты работы любого политика, следует рассматривать, во-первых, не сразу и, во-вторых, с двух сторон. С одной стороны, вызывающее у многих отторжение продолжение перехода на Болонскую систему, «засвеченный» ЕГЭ 2013 года. С другой стороны, уже в 2014 году ситуация с ЕГЭ была исправлена, и в 2015 году честность ЕГЭ не вызывала сомнений. Это важная заслуга министра Ливанова.
Также не могу не отметить заинтересованность министра Ливанова и его команды в конкурсах профессионального мастерства, в том числе в конкурсе «Учитель года России». Надеюсь, что это направление повышения статуса учительского труда продолжит и новый министр.
Хотя есть и другие непопулярные в глазах общественного мнения министры, которые продолжают занимать свои посты.
Планомерно, а не внезапно
Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского государственного педагогического университета, академик РАН и РАО, доктор физико-математических наук:
– Я не политолог и не могу сказать по поводу отставок и назначений ничего сверх газетных версий, повторенных уже сотни раз. Я профессиональный математик и вузовский преподаватель, но большая часть моей профессиональной деятельности связана со школой, с учителями. Исходя из публикаций и опыта личного общения с Ольгой Юрьевной я и отвечаю на вопрос.
Каковы ожидания относительно новой госполитики в образовании? Это планомерные, учитывающие исторический опыт и перспективу, сбалансированные изменения, а не внезапные кампании. Важна установка нового министра.
Пример – ЕГЭ. Учителя должны знать перспективу на 5 лет, на 2 года, на год. В математике и информатике мы это уже реализуем. Будет продолжаться тенденция гуманизации ЕГЭ, приближения его форматов к исторически сложившимся системам аттестации при сохранении принципов независимости и объективности, повышения профессионального уровня экспертов.
Но это касается не только ЕГЭ. Реализуется Концепция развития математического образования: нужны те же принципы, чтобы преодолеть негативную тенденцию в результатах международных олимпиад.
Министр выделяет проблему учителя как центральную в системе образования. Это значит, что наш университет и другие педагогические вузы будут рассматриваться как важнейшие. Будет найден формат, при котором педвузы смогут конкурировать за господдержку с другими сильнейшими вузами, не сливаясь с ними. Продолжится модернизация педагогического образования с ориентацией на ученика и студента, а лишь затем на профессора, с центральной ролью практической работы студента в школе, оцениванием школой результатов обучения студента, ориентацией магистратуры на работающего учителя.
Важна проблема исторического образования, в том числе в аспекте сегодняшней политики, как элемента исторического развития. Не случайно наш университет создал Институт истории и политики, и нам очень близка активная позиция министра как ученого-историка. Уверен, что будет проводиться линия преподавания истории в школе как дисциплины патриотической направленности. Очень надеюсь, что наряду с другими героическими фигурами в ней найдут место наши ученые, инженеры, педагоги, организаторы проектов. История станет активным, деятельностным, воспитывающим, личностно ориентированным предметом, где историко-культурный стандарт сочетается с живой историей родной деревни и семьи.
В той же линии воспитания пойдет расширение спектра взаимодействия системы образования с традиционными конфессиями. Наш университет, например, являясь крупнейшим в стране центром волонтерского движения, ведет программы повышения квалификации православных волонтеров, обеспечивает поддержку исторических выставок, организуемых Патриаршим советом по культуре.
Будут создаваться реалистичные программы и нормативы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Будет введен гриф экспериментального учебника и продолжены основные российские линии учебников, в том числе по отдельным предметам. Электронный учебник будет включать в себя инструменты деятельности учащегося.
Бумажная отчетность в образовании исчезнет, прекратятся и заклинания об ее исчезновении, а будут вестись мониторинг в Интернете и автоматизированный анализ больших данных.
При поддержке правительства будут и результаты работы
Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования, заслуженный учитель РФ:
Решение о назначении Ольги Васильевой на пост министра образования и науки России было неожиданным. А старт ее работы фактически был дан на Всероссийском педагогическом совещании с участием премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева. Основным лейтмотивом этого совещания стало обсуждение особого статуса учителя в обществе. И, на мой взгляд, важно, что Ольга Юрьевна именно этот стратегический ориентир в своей будущей работе выделила сразу. Повышение престижа учителя и его профессионального уровня, сохранение гарантий по зарплатам, пенсиям, национальная система учительского роста, внедрение профессионального стандарта, к которому система образования, по сути, не очень готова, – это значительный и далеко не полный круг проблем, которыми придется заниматься Ольге Юрьевне. И если правительство окажет ей поддержку, я думаю, ей удастся добиться тех результатов, которых от нее ждут.
Что касается лично Ольги Юрьевны, то на совещании я почувствовала ее искреннее желание сделать много полезного для учительства, о котором она уже в первых своих выступлениях говорила так трепетно и с таким уважением. Поэтому хочется пожелать ей всяческих успехов.
Информация с сайта Учительская Газета