28 марта и.о. зав. кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе факультета начального образования Института детства Э.М. Галямова выступила на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития начального и эстетического образования» в Могилёвском Государственном университете им. А.А. Кулешова, приуроченной к 60-летию факультета начального и музыкального образования.
Доклад Э.М. Галямовой был посвящён проблеме реализации компетентного подхода при организации художественно-творческой деятельности. На заседании участвовало более 150 человек из разных городов Республики Беларусь и Российской Федерации. Основное содержание докладов было посвящено новым стандартам образования Республики Беларусь и различным подходам к их реализации. Следует отметить большое сходство данных стандартов с ФГОС общего образования, по которым обучаются школьники РФ.
На секционных заседаниях, в частности на секции «Эстетическое образование младших школьников средствами искусства», царила душевная атмосфера полного взаимопонимания учителей, преподавателей колледжей и вузов Белорусии и России. На секции были отмечены одинаковые трудности в системе образования России и Белоруссии и различные пути их решения. В связи с тематикой секции было единогласно отмечено, что предметы художественно-эстетического цикла являются тем локомотивом, который может продуктивно продвигать достижение личностных и метапредметных требований ФГОС НОО, особенно в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Были отмечены следующие преимущества предметов художественно-эстетического цикла:
- обучающиеся могут действовать не только в абстрактном, воображаемом мире, который они либо представляют себе, либо могут увидеть только на иллюстрации и с трудом осознают важность и необходимость выполняемых действий, но и в реальном виде создавать различные модели, конструкции, композиции, четко осознавая, для чего и с какой целью они это делают. На важность подробного факта указывал Я.А.Коменский в «Великой дидактике»: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всём, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу»;
- организация совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Работа над заданиями позволяют систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль;
- организация творческой деятельности младших школьников, самостоятельности в планировании и реализации собственных замыслов;
- решение заложенных стандартом требований к структуре обучения детей младшего школьного возраста.
В заключении хотелось бы выразить большую благодарность организаторам конференции, особенно зам. декана по научной работе факультета начального и музыкального образования МГУ им. А.А. Кулешова Довгалю Дмитрию Александровичу, за приглашение, высокопрофессиональную организацию конференции, за теплоту и радушие приёма.