10 апреля доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Юрий Иванович Родин выступил с докладом на секции «Инклюзивное образование в детском саду» Московского международного салона образования – 2019. Выступление посвящено анализу кардинальных проблем развития теории и практики инклюзивного образования с позиций глобального эволюционизма, историзма, культурно-аналитического подхода, сетевого принципа построения научного знания. Докладчик подчеркнул значимость выработки методологии построения научных исследований и практической деятельности с позиций идеалов постнеклассической науки и выразил уверенность в необходимости адаптивной развивающей системы инклюзивного образования, основанной на идеалах гуманизма, равенства возможностей, ценности здоровья и личности детей с различным состоянием физического, психического, психологического здоровья.
13 апреля зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования Валентина Ивановна Яшина, доценты Елена Львовна Лебедева и Анна Владимировна Лияскина приняли участие в качестве спикеров панельной дискуссии «Литературное образование и развитие речи детей дошкольного возраста».
Модератором дискуссии выступила доктор педагогических наук, руководитель научного направления ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Оксана Семеновна Ушакова.
Во вступительном слове О.С. Ушакова подчеркнула значимость и актуальность проблемы приобщения детей к красоте родного слова и развития на этой основе образного компонента языковой способности ребенка. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Доклад профессора В.И. Яшиной был посвящен проблеме воспитания у дошкольников любви и интереса к родному языку.
На основе краткого обзора научных исследований, ретроспективного анализа проблемы воспитания любви и интереса к родному языку в отечественной дошкольной педагогике охарактеризованы педагогические условия воспитания у детей ценностного отношения к русскому языку в современном дошкольном образовании.
Развитие языковых способностей и ценностного отношения к родному языку является основой полноценного формирования личности ребенка, предоставляя большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического, нравственного, эмоционального развития дошкольника, воспитания его национальной идентичности.
Доцент А.В. Лияскина в своем выступлении выделила ключевые вопросы литературного образования дошкольников: сущность понятия «литературное образование», задачи и содержание литературного образования дошкольников в современных образовательных программах ДО.
Докладчиком представлены как характеристика положительных сторон в построении содержания литературного образования в программах, так и «тревожные вызовы» некоторых широко рекламируемых образовательных трендов в приобщении дошкольников к художественной литературе.
Выступление доцента Е.Л. Лебедевой отличалось эмоциональным исполнением и содержательной наполненностью. Доклад о специфике современной отечественной детской поэзии раскрывал функциональные, содержательные и жанрово-композиционные особенности произведений для детей дошкольного возраста.
Участникам дискуссии был дан краткий обзор современной поэзии, анализ отдельных произведений, которые могут быть использованы в литературном образовании детей старшего дошкольного возраста.
Доклады, раскрывающие современное состояние и способы решения ключевых проблем литературного образования и развития речи детей, вызвали живой интерес у аудитории.