Цель дисциплины «Разработки и инновации в управлении образованием: оценка эффективности», осваиваемой в последнем семестре магистратуры «Управление системами образования» (ИСГО МПГУ) – на завершающем этапе обучения, перед началом преддипломной практики, – помочь студентам усилить свои диссертационные исследования. Лучше осознать и, возможно, углубить сущность своей проектной разработки, суметь ее внятно оформить и описать, убедительно обосновать ее применимость и эффективность. Нет сомнений: опыт тех, кто сегодня на практике реализует инновации – незаменимый помощник в поиске наилучших критериев эффективности собственных проектов.
Нынешним третьекурсникам пандемия сократила возможности в ходе практической подготовки непосредственно побывать в органах власти, органах управления образованием, образовательных организациях. А опыт, получаемый на своем рабочем месте, зачастую не позволяет выйти за рамки привычной рутины и освоить новые возможности развития.
Тем ценнее готовность лучших профессионалов из Калининградской области поделиться своими идеями и инновациями. Калининградская область по данным мотивирующего мониторинга региональных систем образования Минпросвещения России (с которым также познакомились студенты в ходе освоения дисциплины), входит в десятку лучших.
Мы попросили руководителей образования региона-лидера записать экспресс-интервью, в которых они бы рассказали о своем конкретном проекте и показали, по каким основаниям судят о его эффективности. И получили в ответ живые кейсы «от первого лица», позволяющие расширить горизонты профессии и по-новому взглянуть на собственные разработки.
-
Директор Полесской СОШ Сергей Александрович Головачёв поделился акцией «Тетрадка-самоучка»
-
«150 детей ежедневно по 10 минут читают и анализируют отобранные педагогической командой тексты об эффективных технологиях самоорганизации и самообразования – вот ключевой показатель эффективности нашего проекта» (С.А. Головачёв).
-
-
Директор школы № 28 Калининграда Борис Александрович Остроумов наглядно и ярко представил школьные воспитательные события – «Классный класс», «Голос. Перезагрузка», «Агрокомплекс школы».
-
«Наша воспитательная программа формируется самими детьми. Наш актив проводит те мероприятия, которые ему кажутся наиболее востребованными нашими школьниками. <…> Для нас главным всегда является отклик в сердцах детей на то, что происходит в школе. Если ребята с желанием участвуют в школьных мероприятиях, им интересно самим организовывать мероприятия, они приходят со своими инициативами, – наверное, в этом и состоит эффективность проектов, реализуемых в школе» (Б.А. Остроумов).
-
-
Директор Школы будущего Гурьевского района Алексей Викторович Голубицкий познакомил с оригинальной системой оценивания, реализованной в школе в период длительного «ковидного» локдауна.
-
«Мы попросили родителей и учителей отнестись к этому скорее как к игре. <…> Как мы измерили результат? Мы провели онлайн-анкетирование, которое позволило нам увидеть реакцию родителей на нашу организацию дистанционного обучения» (А.В. Голубицкий).
-
-
Директор Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Инна Францевна Каплуцевич рассказала о проекте «Экостанция»
-
«В 2020 году у нас в условиях сетевого взаимодействия на базе школ создано 6 пилотных площадок по двум направлениям. В 2021 году действует уже 24 площадки по четырем направлениям. Инновационными программами охвачено 700 детей в год – это 31 процент от обучающихся Центра. <…> К расширенным показателям эффективности мы отнесли изменение потенциала участников проекта, уровень их вовлеченности в экологические мероприятия, их мотивации к природоохранным действиям. В результате проекта мы отмечаем развитие практикоориентированного подхода в работе Центра и образовательной сети, рост экологического сознания и личной ответственности за решение экологических проблем. Кроме того, при оценке результатов мы выделили для себя направления для дальнейшего развития проекта» (И.Ф. Каплуцевич).
-
-
Директор Гимназии № 32 Калининграда Виктория Николаевна Белякова посвятила студентов в подготовку управленческой команды гимназии к участию в региональном конкурсе «Инновационное пространство воспитания».
-
«Мы сделали акцент на выявлении и восполнении дефицитов педагогов во владении инновационными воспитательными технологиями и создании банка эффективных современных методик. <…> Эффективность проекта мы видим в множестве разнообразных профессиональных проб школьников, количестве партнерских организаций, участвующих в проекте. А также в том, насколько новые методики будут востребованы педагогами – не только нашими, но и в других школах» (В.Н. Белякова)
-
В то же время информация Виктории Николаевны позволила студентам узнать о стимулирующем подходе в управлении образованием на уровне региона, – в частности, о конкурсе инновационных воспитательных практик.
Подробнее познакомиться с региональными подходами к управленческим инновациям в образовании позволило сообщение заместителя Министра образования Калининградской области Маргариты Игоревны Короткевич.
Маргарита Игоревна обозначила реализуемые в Калининградской области управленческие механизмы развития инноваций – грантовая поддержка, мониторинг их хода и результатов, – а также показала, как они работают при реализации конкретного проекта – «Звезда будущего».
-
«В 2020/2021 учебном году в рамках проекта «Звезда будущего» 452 учащихся 8-10 классов прошли обучение по программам дополнительного образования на 7 образовательных площадках профильных институтов Балтийского федерального университета имени И. Канта. Показатели эффективности проекта – поступление в региональные вузы, трудоустройство в регионе.Кроме того, есть показатели результативности проекта за три года, которые определены в ходе мониторинга инноваций и оцениваются Министерством образования не менее двух раз в год – в рамках региональных круглых столов по результатам конкурсных отборов на грантовую поддержку и августовских педагогических форумов. Главной задачей нашего мониторинга является исследование эффективности образовательного процесса, действенная обратная связь в системе. Сама организация-грантополучатель участвует в формировании критериев эффективности своего проекта.
Региональный мониторинг образовательных инноваций позволяет решать такие задачи, как стимулирование и отслеживание развития инновационной деятельности, использование результатов инноваций и самого мониторинга в управленческой деятельности, прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности» (М.И. Короткевич).
Вот некоторые отзывы студентов после обсуждения кейсов:
- «Просмотр видео дал нам потрясающую возможность ознакомиться с опытом дальних регионов. Как будто в гостях побывали» (Ксения Харламова).
- «Благодаря кейсам из Калининградской области я наглядно убедилась, что инновация – это не скучно, а увлекательно. <…> Инновационные проекты позволяют наполнить учение смыслом и увидеть его результат. Знакомство с опытом коллег показывает изнутри, как зарождался проект, какие этапы он проходил, каких результатов и эффектов удалось достичь, а также какие перспективы данный проект открыл. И ещё я отметила, что инновация требует “горящих глаз и трепетных сердец” педагогов, администрации, родителей, и тогда эта атмосфера рождает новые возможности для самих учащихся, во благо и ради которых эти проекты и свершаются» (Лариса Ершова).
- «От сбора макулатуры до салата и пиццы – разнообразны темы проектов, которые мы обсудили. Повысить мотивацию учащихся через участие в проектах предлагают директора школ регионов. Каждая инновационная школа подходит к идеям инноваций оригинально – в качестве замены оценок лучшим ученикам доставляют пиццу на дом, ученики могут подкрепиться на перемене собственноручно выращенным салатом, а составленные педагогами по книжным практикам «тетради-самоучки» помогают лучше уложить в голове усвоенный материал» (Марина Железовская).
- «В ходе дискуссии каждый из присутствующих студентов высказал свою позицию и нашел положительные примеры для своей магистерской диссертации» (староста Мелине Аракелян).
Оценка эффективности – это не всегда про охват участием или повышение успеваемости. Важно, для какой цели, ради какого результата задумывалась инновация, и как она повлияла на решение актуальных проблем.
Конечно, студенты правы в том, что трехминутные ролики не могут заменить длительную практику рядом с такими директорами. У студентов осталось немало вопросов как к конкретным проектам, так и к оценке эффективности управления в целом, которые хотелось бы обсудить с директорами:
– Сколько детей повысили успеваемость и насколько это соотносится с обычной успеваемостью?
– Какие недостатки Вы увидели в ходе и по результатам реализации проектов?
– Как эти проекты повлияли на муниципалитет?
– Интересно, на кого «повесили» проверку листов обратной связи? Как удалось ее сделать неформальной – так, чтобы увидеть реальные изменения в поведении детей?
– Не воспринимались ли практические занятия в малых группах как «лакомый кусочек», стимул к тому, чтобы ради участия в занятиях не заполнять листы обратной связи?
– Как удалось добиться, что дети в большой школе не «разнесли» нежное и требующее повышенного внимания оборудование?
– Где взять ресурсы на реализацию инновационных идей – в особенности, дополнительный труд и готовность педагогов?
Тем важнее возможность продолжить профессиональное общение и сотрудничество. «Мы готовы выступить экспертами разработок магистрантов», – сообщили нам калининградские руководители. Теперь студенты готовят на ответную экспертизу свои разработки.
Кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой искренне благодарит всех откликнувшихся руководителей, а также, в особенности, ректора Калининградского областного института развития образования Лилию Алексеевну Зорькину за организацию взаимодействия с директорами образовательных организаций.
Соб. инф.