7 (20) апреля 1900 г. было получено разрешение на возобновление деятельности Московских высших женских курсов. В этот день Николай II утвердил мнение Государственного совета о «Об учреждении в Москве высших женских курсов». Тем самым, сбылись пророческие слова организатора курсов В.И. Герье, сказанные им при закрытии МВЖК 15 мая 1888 г.: «Дело высшего женского образования не погибнет, но с торжеством выйдет из печальных недоразумений, мешавших его дальнейшему развитию, и окончательно упрочится».
Сразу после закрытия курсов в 1888 г., уже весной 1889 г. профессор В.И. Герье попытался получить разрешение на открытие МВЖК. Однако министр народного просвещения Д.А. Делянов – инициатор печально знаменитого «циркуляра о кухаркиных детях», не дал на это согласие. Тогда Герье и его единомышленники стали искать другие пути для отменены этого ошибочного решения правительства. Свою позитивную роль сыграл и высокий общественный авторитет В.И. Герье. В 1876 г. он был избран гласным Московской городской думы и Московского губернского земства, а затем его полномочия подтверждались новыми выборами вплоть до 1906 г. В течение 30 лет он участвовал в работе 14-ти земских комиссий и возглавлял думскую комиссию «О пользах и нуждах общественных». К тому же в эти годы Герье являлся одним из лидеров московской либеральной профессуры.
Наконец, в начале 1900 г. министр народного просвещения Н.И. Боголепов представил в правительство доклад о возможности возобновления работы Московских высших женских курсов вместо «уроков» и «лекций» с оговоркой – под «обязательным контролем Министерства народного просвещения». 7 (20) апреля 1900 г. Николай II утвердил мнение Государственного совета о «Об учреждении в Москве Высших Женских Курсов». 27 мая (9 июня) данный законодательный акт был обнародован в официальном печатном органе – «Правительственном вестнике», а в 1902 г. опубликован в XX томе Третьего собрания Полного собрания законов Российской империи за 1900 г.
1 июля 1900 г. Московские высшие женские курсы вновь распахнули свои двери для новых слушательниц.
В этой связи В.И. Герье не без доли иронии и сарказма сказал следующее: «Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке…».
Возрождение МВЖК стало новым импульсом к их мощному развитию и расцвету в 1900–1918 гг. За это время были написаны многие славные страницы в истории отечественного высшего женского образования.
А.С. Минаков, Дирекция изучения истории МПГУ