Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках

Интервью
Катерина Дёмина

Катерина Дёмина

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше — с полутора. Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку и комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!» Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Игра-а-а-а-ать!» А я-то гадала — кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.

От нуля до полутора лет

Ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же минус семья. Ударяется обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается.

С полутора до трех лет

Ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела.

От трех до семи лет

Стоит полдня, как замороженный, перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло, и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе — выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие.

От семи лет и старше

Идет в школу, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку. Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом.

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка — источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

57% современных отцов воспитывают своих детей с помощью электронных гаджетов. По данным исследования газеты The Daily Mail, большинство родителей считают, что с электроникой ребенка надо знакомить в возрасте с двух до шести лет. И только 16 человек из опрошенных опасаются, что это может негативно сказаться на здоровье ребенка.

МАТРИЦА. ЗАГРУЗКА

И этот мир несколько отличается от нынешнего. От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире, придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все, для того чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор. О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим только в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с «фруктовым ниндзей».

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться, — электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ: добиваться послушания («Если ляжешь без капризов — дам поиграть»), наказывать и угрожать («Будешь себя так вести — отберу айпад»), получать передышку самим, делать подарки, и даже стимулировать хорошую учебу («Четверть без троек — и получишь пятый айфон на Новый год»).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к двенадцати.

Еще немаловажный аспект темы. Каких-то пятнадцать лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки, гуляем по улице». Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий. То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» — сегодня перенесено во всемирную сеть.

И альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт «Мосигры» и купить «диксит» или «монополию». Но играть-то все равно придется вам самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? Вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию — ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно написать, а не распечатать с помощью принтера. И что игра — это когда друзья видят глаза друг друга.

Это и есть нормальная жизнь. Если выключить компьютер.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Митина, психолог:

Современные дети рождаются, растут, взрослеют в мире информационных технологий, где компьютеры, планшеты, смартфоны и другие умные машины — неотъемлемые детали реальности. Делать вид, будто их не существует, абсолютно бессмысленно. Как и отрицать, что владение ПК может принести пользу — развить память, логику, внимание. Проблемы начинаются, когда компьютер из помощника превращается в «друга» ребенка. Вот тогда родители начинают бить тревогу.

Они сами воспринимают компьютер как… няню с искусственным интеллектом. По сути, делегируют машине функции воспитателя, а потом удивляются, что ребенка невозможно оторвать от монитора. Если вы заметили, что ребенок буквально живет в компьютере, срочно принимайте меры. Постарайтесь показать, что реальный мир гораздо интереснее виртуальной реальности. А если возникнут сложности, обратитесь к психологу: существуют специальные техники, помогающие преодолеть компьютерную зависимость и сформировать гармоничные, доверительные отношения между родителями и детьми.

Информация с сайта Матроны.ру

25 / 07 / 2016

Показать обсуждение