27 ноября 2025 года директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ Иван Иванович Козлов принял участие в записи программы «Высшая школа» на телеканале «Просвещение».
Выпуск был посвящен кинопедагогике. Ведущий – Владимир Евгеньевич Косенчук – интересовался, как кино становится инструментом воспитания, развития эмпатии и формирования мировоззрения. Почему просмотр фильма — это больше, чем развлечение? Какие фильмы сегодня смотрят молодые люди?
Раскрывая тему встречи, Иван Козлов обратил внимание на следующие положения.
Целью кинопедагогики является формирование и развитие представлений у обучающихся об окружающем мире, культуре и ценностях общества, его историческом развитии, а также о профессиональной деятельности. В рамках кинопедагогики – кинофильмы рассматриваются как инструменты трансляции ценностей общества и его представлений об устройстве окружающего мира, как средство обучения и воспитания, развития личности.
Кино является одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на человека, и, в том числе, важным инструментом воспитания – педагогики. Именно по этой причине для любого учителя крайне важно понимать ценность кинематографа, его воспитательный, дидактический потенциал.
Роль кино в педагогическом процессе направлена не только на становление личности, но и на развитие различных исторических и культурных связей между поколениями наших сограждан, а также – на развитие целостного восприятия художественного образа и развития критического мышления.
Очевидно, что роль кинематографа в развитии и социализации человека переоценить трудно. Функция учителя – помочь ученику ориентироваться в информационном потоке, научиться анализировать и разбираться в истории, искусстве, в современных процессах и явлениях, ценить и понимать кинематографическое наследие.
Развитие кинопедагогики, как средства обучения и воспитания является одной из актуальных проблематик в сфере образования на сегодняшний день, поскольку существующий контекст, в который погружен педагог и ученики, чрезвычайно отличается от предшествующих эпох наличием многочисленных конкурирующих за их внимание источников – интернет, кинематограф, видеоигры и т.д. Это касается не только вопросов непосредственно учебного процесса, например, в общеобразовательных организациях (занятий со школьниками в рамках их учебной и досуговой деятельности, в целях профориентации и воспитания и т.д.), но и подготовки будущих учителей, для которых грамотное использование инструментов кинопедагогики может выступать дополнительным профессиональным навыком, позволяющим более успешно достигать учебных и воспитательных целей в их будущей профессиональной деятельности. Введение «кинопедагогики» в учебные программы педагогических направлений подготовки могло бы позволить развивать такие навыки у студентов – будущих учителей, способствуя преодолению разрыва между должным (необходимо научить чему-то конкретному) и сущим (информационный шум, который препятствует систематизированному процессу обучения).







