3 декабря 2025 года в Малом актовом зале Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ в рамках Всероссийского форума учителей музыки и изобразительного искусства 2025 состоялось заседание секции «Кино и музыка как инструменты эмоционального регулирования обучающихся: психолого-педагогический подход». Около 100 экспертов, педагогов, исследователей приняли участие в мероприятии, ориентированном на изучении психолого-педагогического потенциала синтеза киноискусства и музыки в процессе становления гармонично развитой личности.
Научно-практический дискурс заседания был задан ведущими секции – Иваном Ивановичем Козловым, советником при ректорате, директором Центра кинопедагогики и медиакультуры, кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ и Элиной Сергеевной Агеевой, руководителем Мастерской музыкального искусства Центра кинопедагогики и медиакультуры, председателем Совета молодых ученых Института изящных искусств МПГУ. Иван Иванович рассказал о реализации воспитательного потенциала в музыкальных кинопроизведениях на уроках музыки, приводя в пример тот факт, что «отечественный кинематограф богат замечательными музыкальными фильмами, которые не только дарят зрителям радость от прослушивания любимых песен, но и зачастую несут в себе глубокий воспитательный смысл, позволяя познакомиться ученикам с историей, культурой и ценностями своей страны». Элина Сергеевна представила киномузыкальное наследие композитора Альфреда Шнитке, отметив, что «его музыка затрагивает философские, духовно-нравственные и этические проблемы; глубина, тонкое ощущение аудиально-визуальных связей и способность к интроспекции наделяют его творчество выраженным терапевтическим эффектом, помогая в осмыслении сложных переживаний и поиске внутренних опор».
Валентин Иванович Петрушин, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина Института изящных искусств МПГУ представил результаты своих многолетних исследований, имеющих неоспоримую теоретическую и практическую значимость, посвященных вопросам энергетического потенциала музыки, достижения целей через практику музыкальной терапии, музыкально-когнитивного программирования сознания в процессе хорового пения, медитативных технологий и др.
В своём докладе Елена Геннадьевна Савина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина Института изящных искусств МПГУ, режиссёр театра, руководитель культурно-просветительского клуба «Уходящая эпоха – актерскими судьбами» подчеркнула фундаментальное значение того, что «сущностная особенность художественно-образной интерпретации исторических событий в музыкальной культуре средствами искусства кино и театрального искусства способствует развитию как музыкально-исторического мышления, так и формированию целостной картины мира через его художественное постижение».
Елена Ароновна Толчинская, кандидат психологических наук, музыковед, преподаватель Колледжа искусств Республики Коми рассказала о влиянии музыки на эмоциональное состояние и духовное развитие детей. В качестве иллюстративного материала были предложены произведения Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Особое внимание Елена Ароновна уделила «Элегии» Исаака Шварца из фильма «Станционный смотритель», указав на её терапевтическую силу, сопоставимую с воздействием музыкальных произведений великих классиков.
Татьяна Владимировна Львова, кандидат педагогических наук, председатель комитета научных исследований Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов затронула крайне важную тему, связанную с ростом тревожных и депрессивных расстройств среди школьников. «Наша миссия – превратить уроки музыки в экологичные острова для психики, которые позволят удержать в равновесии психическое состояние обучающихся, – обозначила эксперт, – как музыкальный терапевт я хочу отметить роль музыки в кино: музыка выступает языком чувств, а кинематограф помещает чувства в контекст жизненных сюжетов, помогая осмыслить те или иные состояния».
Участники секции признали высокий уровень представленных докладов и практическую значимость обсуждаемых тем для современной педагогической практики.
Фото: Сергей Савин
















