Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

В рамках занятий Киношколы МПГУ состоялась лекция о кинематографе Великой Отечественной войны

Новости МПГУ

4 февраля 2025 года киновед, преподаватель курса по Истории мирового и отечественного кинематографа Киношколы МПГУ Анна Рыжова обсудила со студентами основные тенденции и характерные особенности кинопроизводства в один из самых сложных и памятных периодов в истории нашей страны. Студенты узнали о том, как первые репортажи хроники складывались в эпопею, а смонтированные на скорую руку сюжеты развивались до уровня шедевров мирового искусства. Таков был путь, вместе пройденный мастерами-документалистами и мастерами-художниками, героическими фронтовыми операторами в обстоятельствах, которые, казалось бы, не допускают ни мастерства, ни художеств, ни самого производства.

Слушателям были продемонстрированы фрагменты знаменитых художественных и документальных картин, созданных в период с 1941 по 1945 годы, а также Боевых киносборников, включавших в себя экранизации боевых эпизодов, документальные очерки, сатирические миниатюры и концертные номера. Все это свидетельство того, что несмотря на тяжелейшие условия войны, кинематограф работал на полную мощность и даже сверх своих сил. Кто только не снимал эти киноновеллы для фронта! Весь цвет отечественной кинематографии: Григорий Александров, Борис Барнет, Григорий Козинцев, Сергей Юткевич и многие другие. Картины этих режиссеров вселяли надежду на победу, поднимали боевой дух и поддерживали отечественного зрителя в сложный период.

На лекции студенты узнали о том, как кинематографисты были отправлены в эвакуацию в Казахскую СССР – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). Под маркой ЦОКС в период Великой Отечественной войны выйдет много замечательных фильмов, в том числе и «Иван Грозный» – последний фильм Сергея Эйзенштейна. Приказ о создании ЦОКС был издан 12 сентября и именно эта дата до сих пор празднуется в Казахстане как День кино, а сама студия сыграла в истории отечественного кино важную роль по окончании войны, дав опыт и огромный стимул для развития локальных национальных кинематографий.

Мало кто знает, но первый «Оскар» отечественные кинематографисты получили как раз во время Великой Отечественной войны. Почетной наградой была отмечена документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой», созданная режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным в 1942 году. Великая картина, облетевшая весь мир!

Конечно, особенно в первые годы войны, документалистика играла огромную роль. Героические съемки волжских операторов вошли в монтажную документальную картину Владимира Варламова «Сталинград» (1943). И все эти фильмы стали прелюдией к созданию масштабной историко-документальной хроники, грандиозной картине «Берлин» (1945), о боях на подступе к немецкой столице и падении Третьего рейха.

Так же на лекции поговорили о том, что происходило с отечественным кинематографом после Великой Отечественной войны. Как шло художественное переосмысление этого периода отечественной истории. Однако более подробно о дальнейшем пути развития кинематографа и отечественной киноиндустрии студентам предстоит узнать на следующих лекциях Киношколы МПГУ.

Лекция прошла в рамках празднования Года защитника Отечества и 80-летия Великой Победы.

05 / 02 / 2025

Показать обсуждение