В городе Вэйнань (провинция Шэньси, северо-западный Китай) открылся Российско-китайский институт искусств, соучредителями которого стали МПГУ и Вэйнаньский педагогический университет. В 2016\17 учебном году на отделении музыкального искусства к занятиям по бакалаврской программе «двойного диплома» приступят 300 китайских студентов. Чему их будут учить, рассказала директор Института искусств МПГУ, доктор культурологии, профессор Гузалия Фазылзянова.
– Гузалия Ильгизовна, как возникла идея создания российско-китайского института?
– Идея принадлежит ректору МПГУ Алексею Львовичу Семенову. Ее обсуждение началось в августе 2015 года, когда в МПГУ приехала делегация из Вэйнаня – это небольшой по китайским меркам город, около 8 млн. жителей. Делегацию возглавлял ректор Вэйнаньского педагогического университета Дин Дэкэ, с ним было подписано соглашение о намерениях.
Под руководством проректора МПГУ Константина Петровича Доценко мы полгода вели переговоры, оформляли документы. Наши партнеры в Китае тоже проделали огромную работу. Создание совместного вуза – это беспрецедентный случай: к 2020 году по бакалаврским программам мы планируем обучать в общей сложности 1,2 тыс. студентов.
– Чему планируется учить китайских студентов в новом институте?
– Они будут получать педагогическое образование в области искусства. В первый год мы открываем программу по музыкальному образованию, во второй – по дошкольному образованию со специализацией в области искусства, а затем по изобразительному искусству. Но задачи, конечно, гораздо шире. Институт будет не просто учить, но и выполнять просветительскую миссию, способствовать развитию диалога культур, взаимопониманию между нашими странами.
Методологическая основа совместных программ – исследовательская традиция профессора нашего университета Льва Семеновича Выготского, известная во всем мире культурно-историческая теория в психологии. Мы будем обучать классическому искусству – русскому академическому пению, академической живописи, а они на китайском рынке пользуются огромным спросом.
В учебном плане предусмотрены не только музыкальные и педагогические дисциплины, но и арт-менеджмент. Искусство не выживает без бизнеса, так что те, кто станет исполнителями, должны уметь продвигать себя – знать основы менеджмента, маркетинга, связей с общественностью.
– Будет ли у института отдельное здание?
– В кампусе университета для Российско-китайского института искусств уже построен восьмиэтажный корпус, оснащенный по последнему слову техники. Там есть всё необходимое для учебного процесса – компьютеры, 3D-принтеры, всевозможные музыкальные инструменты, студия звукозаписи, роскошный концертный зал. Китайская сторона вкладывает в этот проект большие средства, в общей сложности планируется потратить около 31 млн. долларов.
– В чем заключается участие МПГУ в работе института? Российские преподаватели будут ездить в Китай?
– Да, наши преподаватели будут ездить Китай для проведения занятий, предполагаемая продолжительность одной командировки – от 1 до 3 месяцев. Мы сформировали пул преподавателей, умеющих работать с иностранными студентами. В него планируется включить коллег из других музыкальных вузов – Академии им. Гнесиных, Московской консерватории. Ежемесячно в Китае будут находиться 5-10 наших педагогов.
Предложено два варианта учебных планов. Первый вариант – когда китайские студенты 3 года учатся в Китае, а затем 1 в России, второй вариант – 4 года в Китае, и мы считаем его предпочтительным. Даже если речь идет о наборе одного года, это 300 человек, и будет непросто обеспечить им комфортные условия в общежитиях. А наши преподаватели работают одинаково качественно в любой стране, в любом кампусе.
При этом, конечно, значительную часть образовательного процесса в Вэйнане будут обеспечивать китайские преподаватели. Для них организовано повышение квалификации – например, в марте этого года мы с заместителем декана музыкального факультета Ириной Владимировной Сахновой читали им лекции по новой педагогике, нашими слушателями были около ста человек. Китайские коллеги будут учиться и в нашей аспирантуре – это отдельный масштабный проект. Так что преподаватели Вэйнаньского педагогического университета и МПГУ, работающие в новом институте, станут единой командой.
Учебный план предусматривает стажировки китайских студентов в Москве, где с ними будут заниматься известные российские исполнители – профессора МПГУ, в том числе Николай Басков и Валерий Сюткин. Оба они, кстати, не исключают и возможность проведения мастер-классов в Вэйнане.
– Как решается проблема языкового барьера? На каких языках преподаватели будут проводить занятия?
– В Российско-китайском институте искусств предусмотрено три рабочих языка: китайский, русский и английский.
На 1-2 курсах занятия будут проводиться на китайском, английском или на русском с переводом на китайский, параллельно студенты учат русский, а на 3-4 курсах – обучение на русском языке. Дипломная работа – двуязычная: на русском и китайском. Соответственно первые года преподаватели МПГУ будут вести занятия в основном на английском, а затем перейдут на русский.
Изучение профильных дисциплин поначалу не потребует от китайских студентов совершенных знаний русского языка – ведь общение с преподавателями происходит, прежде всего, на языке искусства, важен не столько научный тезаурус, сколько передача навыков, а в этом смысле китайские студенты очень способные и исполнительные, на занятиях – стопроцентная посещаемость.
Но, конечно, обучение русскому языку будет организовано очень серьезно, это одна из ключевых задач нового института. Тот факт, что наши выпускники – педагоги, художники, музыканты, вокалисты, танцоры – будут свободно им владеть, даст им преимущества на рынке труда.
– В какой мере китайские коллеги знакомы с российской системой образования? Известен ли в Китае МПГУ?
– В Китае мало знают о российской системе образования, в нашей стране о китайском образовании тоже осведомлены недостаточно, и эти пробелы сейчас восполняются. Совместную работу облегчает Болонская система – учебные часы, кредиты мы подсчитываем по одним и тем же принципам.
Что касается бренда МПГУ, то когда мы представляли наш проект в Министерстве образования КНР, практически все эксперты – в основном проректоры ведущих университетов Китая – сказали, что МПГУ, бывший Ленинский пединститут, вызывает у них доверие. Наш университет в Китае хорошо известен.