Библиотека Института “Высшая школа образования” приглашает на выставку «История педагогики в учебниках и учебных пособиях», где представлена литература, которая поможет восполнить и систематизировать знания по истории педагогического знания.
Предмет истории педагогики как отрасли педагогического знания включает в себя развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, в том числе и современность в контексте ее исторического развития, и является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе педагогического образования.
История педагогики давно включена в содержание педагогического образования, ведь уже к XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики восприняли известное положение философа Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, — писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков, — мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение веков».
Можно утверждать, что историко-педагогические знания ориентируют в разнообразии вариантов общепедагогических подходов. Они дают педагогу «магический кристалл» исторического видения своей профессии, своей повседневной работы. Таким образом, историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.
Историко-педагогические знания позволяют учителю ориентироваться в сложной панораме современных подходов к педагогическому процессу, обогащают палитру имеющихся в его распоряжений средств, стимулируют свободу педагогического творчества и маневра. Историческое сознание как профессиональное качество учителя является историческим аспектом его мышления, и активное проявление этого качества относится к одной из закономерностей педагогической деятельности. «Сущность этой закономерности, — по мысли В. А. Сухомлинского, — сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиям, но и своеобразного исторического аспекта мышления».