Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Коллеги из США в Институте детства: говорим о фостерных семьях

Институт детства (новости)

7 апреля в МПГУ прошли две встречи с делегацией специалистов из США, приглашенных д.психол.н., профессором кафедры психологической антропологии Галиной Владимировной Семьей.
Нас посетили Сара Гизерик – руководитель консалтинговой организации «127 Глобальных стратегий», специализирующейся в области государственной политики и государственных отношений. Основная сфера интересов – внутренняя и международная политика прав семьи и ребенка. Сара занимается защитой прав детей и семьи более 19 лет. Джоан Морс – старший специалист по учебной работе в Национальном центре по охране детства в Зильбермановской школе социальной работы Хантер-колледжа (Нью-Йорк). Д. Морс имеет более чем 35-летний опыт работы в области социальной защиты детей. Последние 12 лет она занимается обучением специалистов в области фостерного воспитания молодежи в США и Индонезии. Кэйси Кендрик Берк – признанный защитник прав подростков, воспитывавшихся в фостерных семьях, в том числе детей с ОВЗ. Кейси сама росла в фостерной семье до 21 года, а в возрасте 28 лет была удочерена. Она – эксперт с международной известностью по вопросам сопровождения детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, и является Председателем молодежного комитета Международной организации фостерного воспитания, имеющего представительства в более чем двадцати странах. Ким Поули Хелфготт – руководитель Отдела по защите детей в Американском институте исследований (Департамент здоровья и социального развития). Ким – сопредседатель Рабочей группы по Охране детства, цель создания которой – помогать обмену опытом и социальными практиками. Она начинала свою деятельность, оказывая консультационные услуги детям с проблемами психического здоровья, и в течение последних 25 лет возглавляет направление по защите прав детства и разрабатывает систему мер по предотвращению насилия по отношению детей.
Американскими коллегами были проведены семинар и лекция.
Работу модерировала Г.В. Семья. В ней приняли участие две группы 1 курса, обучающиеся по программе «Начальное образование и английский язык», а также группа 1 курса факультета начального образования, обучающейся по программе «Начальное образование и ИКТ».

В работе участвовали доценты кафедры психологической антропологии Л.И. Адамян, Н.М. Мякишева и зав. кафедрой, профессор А.С. Обухов.
Джоан Морс провела с группой 1 курса факультета начального образования, обучающейся по программе «Начальное образование и ИКТ», тренинг по использованию фото, видео и информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми. В начале семинара ей ассистировала Лэйси Кендрик Берк, которая рассказала о формах работы с детьми фостерной системы, а также о своем опыте удочерения.
Джоан Морс показала материалы, созданные американскими детьми, – их видеоистории о себе. Были приведены, в том числе, примеры таких видеотекстов, как размышления и переживания детей-сирот по поводу усыновления. Один из методов работы – это фотосъемка. Каждое изображение – сам по себе маленький рассказ, из которого мы можем многое узнать о переживаниях ребенка. Иногда из этих «рассказов» можно составить настоящую «книгу», и Джон показала примеры таких «книг», в которых оригинальные фотографии детей, прошедших тренинги, сопровождались детскими рассказами и воспоминаниями. Таким образом, фотокнига может стать инструментом диагностики состояния ребенка.
В качестве практического занятия студентам было предложено сделать такие «книги» самим: были обозначены условия – найти фотографии, имеющие определенный признак или содержание (например, что-то красное, что-то, рассказывающее историю и т.п), обсудить их и проанализировать – почему было выбрано то или иное, и что это значит.
Тренинг прошел в очень живой и теплой обстановке.
Видео семинара.
Подготовленная нашими гостями лекция была посвящена представлениям о благополучии ребенка. В США ключевым фактором благополучия считается проживание ребенка в семье – биологической или приемной, в том числе фостерной.
Фостерная семья – особая модель патронажа, когда приемные родители получают за свое участие в жизни ребенка материальную компенсацию, но при этом они не получают полных «родительских» прав и их работа находится под контролем социальных служб. В фостерную может быть передан ребенок, подвергающийся жесткому обращению в биологической семье. В качестве приемных родителей могут рассматриваться кандидатуры дальних родственников ребенка, а иногда и учителя. Серьезные вопросы, связанные с благополучием ребенка (лечение, переезд и т.п.), в данном случае не могут приниматься единолично патронатными родителями, и осуществляются судом.
В лекции также были даны комментарии по кросс-культурному сравнению России и США и статистике в области социального сиротства. Например, сегодня ждут постоянного семейного устройства (усыновления) в России – 92 тыс. детей, в США – 101 тыс. детей; быть усыновленным ребенок в России может до 18 лет, в США ограничений по возрасту нет.
Лекторами был освещен вопрос на право ребенка быть услышанным – как это право реализуется в разных странах? Важен ли детский голос? Все вопросы, касающиеся жизни ребенка, должны решаться с учетом его мнения, и будущие педагоги должны об этом помнить.

10 / 04 / 2015

Показать обсуждение