Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Поиск новых форм комплексного оценивания: междисциплинарные проекты и демонстрационный экзамен

Новости МПГУ

20 ноября 2025 года состоялось расширенное совещание Учебно-методического управления с руководителями практики. В работе приняли участие руководители учебных подразделений и их заместители, начальники учебных отделов.

Открывая совещание, проректор по учебно-методической работе, начальник Учебно-методического управления Екатерина Александровна Балабаева обратила внимание, что актуальность тематики встречи вызвана необходимостью решения задач, поставленных в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, а также поиска новых форм и форматов комплексного оценивания готовности к профессиональной деятельности студентов.

Заместитель начальника Учебно-методического управления Елена Александровна Бирюкова представила анализ предложений, подготовленных учебными подразделениями, о новых формах организации практической подготовки и взаимодействия с работодателями. Подразделения инициируют создание единого банка видеоконтента в периоды практической подготовки, позволяющего использовать его ресурсы для оценочных процедур обучающихся. Живой интерес вызвало представление планируемых возможностей проведения междисциплинарных проектов, направленных изучение комплексной задачи средствами естественно-научных и гуманитарных областей одновременно.

В обсуждении приняли участие декан Дефектологического факультета Елена Владимировна Кулакова, директор Института биологии и химии Светлана Камильевна Пятунина, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии Маргарита Юрьевна Парамонова, заместитель декана Художественно-графического факультета Лидия Александровна Раздобарина.

Учебными подразделениям всецело были поддержаны предложения по сотрудничеству и готовность реализовывать такие проекты во втором семестре этого учебного года.

«Реализация междисциплинарных проектов закладывает основу для формирования микроквалификаций обучающихся, так необходимых сегодня для успешного профессионального роста», – отметила Екатерина Александровна Балабаева, подводя итог продуктивного обсуждения.

Вторая часть совещания была посвящена представлению опыта проведения демонстрационных экзаменов на разных этапах образовательного процесса.

Опыт организации демонстрационного экзамена по итогам практической подготовки был представлен доцентом кафедры методики преподавания литературы Института филологии, руководителем практики Натальей Петровной Дутко. Тренды современного образовании направлены на практико-ориентированную подготовку педагогов, а также формируют запрос на готовность выпускников к реальным профессиональным задачам. Содержание заданий для аттестуемого соответствует федеральной рабочей программе. Участникам совещания был представлен кейс «Капитанская дочка» на перекрестке истории и литературы» и комплекс заданий к нему. Выполнение данного кейса позволяет оценить уровень сформированность профессиональных компетенций и междисциплинарных знаний.

Представитель работодателя, выпускница Института филологии, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа Перспектива» Валерия Николаевна Алехина отметила положительные моменты выступлений студентов на демоэкзамене: умения разрабатывать интерактивные задания, высокие навыки работы с цифровыми образовательными ресурсами. В то же время Валерия Николаевна обратила внимание на необходимость представления больших возможностей для проверки метапредметных связей и включение в содержание экзаменов проблемных (внештатных) ситуаций.

Системная работа по организации демоэкзаменов в рамках промежуточной аттестации по дисциплинам предметно-методического модуля профиля «Технология» была представлена Еленой Афанасьевной Вахтоминой, доцентом кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем, руководителем практики. В своем выступлении Елена Афанасьевна акцентировала внимание на последовательность действий педагогического коллектива к разработке оценочных материалов демоэкзамена от оценивания по итогам освоения модуля и до ГИА. Комплексная аттестация обучающихся проходит в том числе и форме защиты проекта. Содержание комплексного экзамена позволяет студентам продемонстрировать готовность к реализации педагогической, проектной и методической деятельности и планомерно подойти к демонстрационному экзамену ГИА. Коллективом института уже разработан комплект учебно-методических пособий по организации и проведению демонстрационных экзаменов.

Инга Валерьевна Трешина, заведующая кафедрой лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков, руководитель практики представила результаты анализа особенностей компетентностно-ориентированных заданий демоэкзамена и государственного экзамена, отметила объективные трудности организации такого вида экзамена. Очень важно смоделировать в стенах вуза ситуацию, максимально приближенную к реальным условиям. Отчасти эту задачу решает участие школьников, для которых такого рода мероприятие становится и частью профориентации. Так, привлекаемые школьники выражали желание поступить в МПГУ. Также оборудование демокласса требует и обновление технических средств передачи информации.

Подводя итоги насыщенного содержанием совещания, Екатерина Александровна Балабаева отметила, что участие обучающихся МПГУ в демоэкзаменах позволяет наиболее полно оценить их готовность к профессиональной деятельности, призвала активизировать работу преподавателей по закреплению своего опыта в учебно-методических материалах по сопровождению образовательных программ, а также расширить апробацию путем увеличения количества процедур данной формы оценивания уже в этом учебном году.

Материалы совещания направлены руководителям учебных подразделений, их заместителям, начальникам учебных отделов и руководителям практики.

Учебно-методическое управление

21 / 11 / 2025

Показать обсуждение