В статье директора Института профессионального развития педагогов Л.А. Трубиной и заместителя директора ИПРП О.М. Мишлановой раскрываются концептуальные основы разработки программ подготовки педагогов в рамках пилотного проекта, который МПГУ с 2023 г. выполняет в числе шести вузов, определенных Указом Президента Российской Федерации. Показано, что эта миссия позволила университету институционализировать опережающие разработки его научных школ и предложить педагогическому образованию модели подготовки, опирающиеся на традиции предшествующих культурно-исторических этапов и учитывающие новейшие тенденции социального и технологического развития страны. Подчеркивается принципиальная позиция университета, направленная на усиление фундаментальности подготовки педагогов и развитие личности как смысл педагогической деятельности. В качестве методологической основы пилотного проекта МПГУ выделяется ценностно-смысловой (аксиологический) подход. Раскрывается роль «Ядра педагогического образования» как ориентира при проектировании программ нового уровня – базового высшего образования (БВО). Подчеркивается, что в пилотных программах содержательное наполнение всех модулей и дисциплин Ядра скорректировано, усилены интегративные связи при совмещении специальностей и наполнении конкретных модулей. Особая роль отведена социально-гуманитарному модулю, который объединен идеей российской государственности, основополагающей не только для дисциплин этого модуля, но и для образовательной программы в целом.
Ключевые слова: педагогическое образование, пилотный проект, аксиологический подход, Ядро педагогического образования, фундаментальность педагогического образования.
Полный текст статьи: Концептуальные-подходы-к-проектированию-образовательных-программ-базового-высшего-образования
Для цитирования: Трубина Л. А., Мишланова О. М., Концептуальные подходы к проектированию образовательных программ базового высшего образования // Наука и школа. 2025. № 1.Часть 2. С. 10–19. DOI: 10.31862/1819-463X-2025-1-2-10-19.