В рамках конференции «Педагогическое образование в условиях цифровизации экономики», состоявшейся 26.02. в Московском педагогическом государственном университете, прошли два круглых стола: «Цифровая трансформация педагогического образования. Из опыта работы», модератором которого был А.М. Кондаков, и «Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы внедрения», ведущий – Е.А. Ямбург. На круглых столах были обсуждены базовая модель компетенции и новый профессиональный стандарт педагога, который будет введен в действие в 2020 г.
На секции «Цифровая трансформация вуза» было заслушано более 10 докладов, касающихся внедрению цифровых технологий в вузах, опытом поделились коллеги из МПГУ, РГГУ, МИРЭА, Российского Нового университета, Волгоградской академии постдипломного образования и др. вузов. Интерес вызвал доклад С.В. Панюковой, которая подняла в своем выступлении «Структура и содержание цифрового портфолио» тему стандарта Цифрового куратора и говорила о том, что именно новые профессии, связанные с трансформацией современного образования, выводят педагогов на освоение новых компетенций и новые видов деятельности, одним из таких способов, по мнению докладчика, станет цифровое портфолио преподавателя. Председатель оргкомитета международного конкурса онлайн-курсов EdCrunch Award В.Н. Платонов в докладе «Мультимедийные подкасты как эффективный способ внедрения новых технологий в учебный процесс» особое внимание уделил концепции TRE, где превалирующим является аудиоконтент. Каждое выступление сопровождалось оживленной дискуссией. Работа секции была завершена докладом М.Е. Вайндорф-Сысоевой «Педагогический университет как проводник цифровых инноваций в образовании», где был высказан тезис о том, что в ближайшее время педагогические вузы претерпят существенные изменения, равно как и профессия педагога. Кроме того, была приведена любопытная статистика НАФИ по выявлению цифровой грамотности у детей, подростков и взрослых, где выявлено, что разрыв между цифровой грамотностью исследуемых групп не так уж и велик 73/100 к 52/100, что свидетельствует о том, что не только дети и подростки свободно ориентируются в цифровом мире, но на это способны и взрослые. Поднята проблема ориентации в цифровом пространстве профессорско-преподавательского состава, аудитории был задан вопрос: «Должен ли профессор, активно занимающийся научными исследованиями, владеть современными цифровыми технологиями, оставляя цифровой след?».
На секции «Подготовка педагогических кадров для цифровой школы» продолжали обсуждать вопросы особенностей обучения и воспитания поколения Z, современные сервисы, облачные хранилища и необходимость повышения квалификации учителей в контексте цифровой трансформации. Были заслушаны доклады Е.В. Гнатышиной о формировании цифровой культуры студентов в ценностно-мировоззренческом аспекте, Н.А. Мироновой о цифровых технологиях обучения литературе, Л.А. Борисовой о современных инструментах на уроках русского языка и литературы, Е.Ю. Соколовой о преподавании иностранного языка в условиях цифровой эры. Интерес вызвал доклад Д.А. Иванченко о роли библиотек в организации киберзащиты подростков.
При подведении итогов были выделены намеченные в процессе конференции новые пути и направления цифровизации педагогического образования: аксиологизация и социализация цифровой трансформации, педагогика трансграничного сотрудничества, необходимость разработки методики и методологии цифровой реальности.
О.В. Гордиенко
Впереди информационных технологий всегда идут технологии педагогические