Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Конференция «Детство – это просто космос!» как материал для практической работы со студентами

Новости МПГУ

23–24 июня 2025 г. сотрудники кафедры антропологической психологии Института детства МПГУ – доценты Екатерина Вячеславовна Трифонова и Елена Сергеевна Рычагова и старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева – приняли участие в работе практической конференции «Детство – это просто космос!», организованной педагогическим коллективом детского сада ГБОУ «Школа самоопределения № 734 им. А.Н. Тубельского».

Формат работы детского сада и формат конференции были непривычны. Какой посыл они несут? Тот самый, который был определен еще Л.С. Выготским, утверждавшим, что дошкольник «способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой». Современный ФГОС ДО также уточняет, что этот уровень образования не является подготовкой к школе, а нацелен на «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификацию) детского развития». Именно такие условия – полноценного проживания детства с целью присвоения культурных норм взрослого мира – созданы в детском саду «тубельцев», где детские работы рассматриваются как ценность, взрослый образец соседствует с детским творчеством, транслируя культурную практику.

Эту специфику сотрудники кафедры психологической антропологии зафиксировали как важный вектор современного образования для демонстрации студентам и магистрантам Института детства в рамках проводимых курсов по возрастной психологии и дошкольной педагогике, чтобы подготовить их к работе с дошкольным уровнем образования в современных условиях.

Федеральная образовательная программа (в разделе Федеральной рабочей программы воспитания) ставит задачу «осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей». Поскольку подлинно воспитывающий уклад – это уклад вовлечения, а не назидания, то обсуждение серьезных вопросов поддержки детской инициативы и свободной игры во время практической конференции перемежались разными типами активности для взрослых, в которых создавались реальные условия для формирования значимых качеств, способностей и умений детей. И.Н. Воробьева, Е.С. Рычагова и Е.В. Трифонова приняли участие как в разнообразных активностях, так и в обсуждениях, сделав акцент на уточнении понятий и идей, стоящих за этими положениями, дополнили представления коллег относительно специфики педагогического сопровождения детской игры. Преподаватели кафедры психологической антропологии с коллегами из других дошкольных образовательных организаций регионов России погружались в атмосферу игры, театрализованной деятельности и двигательной активности – это прекрасная исходная точка для движения и развития.

Кафедра психологической антропологии Института детства

30 / 06 / 2025

Показать обсуждение