14 ноября 2015 года в Саратове на базе научно-образовательной площадки МПГУ Восточно-Европейском лицее (руководители площадки – заведующий кафедрой психологической антропологи Института детства, профессор А.С. Обухов; профессор кафедры менеджмента СГТУ им. Ю.А. Гагарина Н.И. Девятвайкина) прошла III Всероссийская научно-практическая конференция учителей «Научно-исследовательская составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика», организаторами которой выступили сам лицей и Общероссийское общественное Движение творческих учителей «Исследователь».
В ходе конференции обсуждались вопросы использования разных форм и технологий развития исследовательских умений у школьников. Оживленную дискуссию вызвали выступления, посвященные ФГОСу по историческому образованию, методология учебников по истории России.
МПГУ представила доцент кафедры психологической антропологии, кандидат психологических наук Анна Михайловна Федосеева, выступив с докладом о путях и способах подготовки учителя к модели научно-исследовательского урока. В ходе доклада обсуждалось место практики в учебном процессе, важность развития психолого-педагогической компетентности учителя. Был приведен пример кейса, проверяющего понимание понятия «зона ближайшего развития». Основная идея доклада состояла в том, что исследовательская компетентность должна быть составляющей психологической компетентности учителя. Эти компетентности соответствуют основной учебной задаче студентов в ходе практики: им необходимо научиться проводить исследование нормативности возрастного развития отдельных детей в условиях образовательного учреждения. Также А.М. Федосеева руководила секцией «Проектно-исследовательская деятельность: потенциал урочного и внеурочного времени».
Огромный интерес и резонанс вызвал доклад кандидата филологических наук, директора ГБОУ «Лицей №1561» (Москва), в котором проходят педагогическую практику студенты Института детства, Валерия Вячеславовича Пазынина. Он рассказывал о формировании научных понятий в процессе обучения. Разведение научного и практического знания, научных признаков и их методической реализации в процессе обучения оказывается важным инструментом развития теоретического мышления учеников.
Также А.М. Федосеева и В.В. Пазынин выступили в качестве экспертов на одном из открытых уроков, проведенном в рамках конференции.