22 января 2014 года на факультете педагогики и психологии состоялась юбилейная конференция «Феноменология развития и бытия личности» в честь 80-летия академика РАО, доктора психологических наук, профессора Валерии Сергеевны Мухиной.
В конференции приняло участие около 100 человек: друзья-академики, коллеги, ученики из разных регионов России, дети В.С. Мухиной.
Ведущими конференции были к.психол.н., профессор Алексей Сергеевич Обухов и к.психол.н., доцент Леонид Михайлович Проценко – ученики академика Валерии Сергеевны Мухиной.
После сбора гостей конференция началась в 15.00 с первой части – «Прелюдия: Вступление к обсуждению», в рамках которой было сделано два доклада:
I. «Тезаурус концепции “Феноменология развития и бытия личности ”» Валерии Сергеевны Мухиной, академика РАО, д. психол. н., профессора, зав. кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ, в котором подчеркивалась значимость научного тезауруса для выстраивания единой методологической позиции в понимании феномена человека в рамках коллектива научной школы.
II. «Рефлексии на научный тезаурус концепции “Развитие и бытие личности” Валерии Мухиной» Вадима Артуровича Петровского, член-корр. РАО, д.психол.н., профессора кафедры психологии личности МГУ им. Ломоносова, профессор ГУ Высшей школы экономики, в котором обсуждались основные понятия концепции «Феноменологии развития и бытия личности», их вклад в отечественную и мировую науку и универсальную применимость концепции как в теоретической, так и практической психологии.
Эти доклады задали тон всей конференции, определив основные концептуальные позиции обсуждаемых проблем.
Вторая часть конференции состояла из докладов учеников В.С. Мухиной и включала в себя четыре направления научной школы «Феноменология развития и бытия личности»: 1 – Исходные позиции; 2 – Возрастная психология; 3 – Этнопсихология; 4 – Практика.
Были представлены следующие доклады:
I. – Направление: Исходные позиции
1. «Развитие научной школы “Феноменология развития бытия и развития личности” Валерии Сергеевны Мухиной: Взгляд ученика» Алексея Сергеевича Обухова, к. психол. н., профессора, зав. кафедрой психологической антропологии МПГУ, в котором были представлены основные достижения научной школы и показана динамика ее развития как живого и продуктивного субъекта современной науки, ключевая роль в чем принадлежит ее гениальному основателю и бессменному руководителю Валерии Сергеевне Мухиной.
2. «Ипостаси проблемы развития и бытия личности в науке и государственной политике» Виктора Стефановича Басюка, к. психол. н., заместителя президента РАО, докторанта кафедры психологии развития МПГУ, экс-министра образования Иркутской области (2009 – 2014 гг.), в котором было показано значение достижений научной школы и их реализации государственной политики России.
3. «Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде» Александра Анатольевича Ярулова, д. пед. н., профессора, экс-начальника Главного управления образования администрации Красноярского края (1996 – 1998 гг.), в котором подчеркивалась принципиальная продуктивность концепции «Феноменология развития и бытия личности» для реализации успешного психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде в школе и в условиях детского дома.
II.– Направление: Возрастная психология
4. «Возрастная психология: развитие структурных звеньев самосознания на возрастных этапах» Татьяны Николаевны Сахаровой, к. психол. н., профессора, и.о. декана факультета педагогики и психологии МГПУ, были представлены основные концептуальные положения научной школы в рамках возрастной психологии, их значение, как для высшего психологического образования России (авторский учебник В.С. Мухиной по возрастной психологии претерпел уже 14 изданий и продолжает быть востребованным до сих пор), так и для состоявшихся психологов-практиков, работающих с людьми на разных этапах онтогенеза.
III. – Направление: Этнопсихология
5. «Феноменология самосознания: Притязания на признание в традиционных обществах (на материале изучения чеченской молодежи)» Зои Магомедовны Гаджимурадовой, д. психол. н., профессора, зав. кафедрой психологии и лингвистики ВОУ «Махачкалинский инновационный университет», в котором были представлены результаты исследования самосознания чеченской молодежи в рамках концептуального аппарата научной школы «Феноменология развития и бытия личности», показана продуктивность концепции В.С. Мухиной для использования этнопсихологических исследованиях и ее значение для профилактики терроризма и межэтнической напряженности.
IV. – Направление: Практика
6. «От преступлений до наказаний: трансформации во внутренней позиции личности» Евгения Викторовича Ермасова, к. истор. н., полковника внутренней службы (Федеральная служба исполнения наказаний, зам. нач. отдела), в котором был представлен опыт успешного использования концепции развития личности В.С. Мухиной в условиях работы психолога исправительных учреждений с преступниками.
7. «Психолог в экстремальных условиях» Валерии Сергеевны Мухиной, академика РАО, д. психол. н., профессора, зав. кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ, был представлен опыт работы психолога по оказанию экспресс-помощи жертвам катастроф: природных (землетрясение 1988 г. в Армении); техногенных (авария на Чернобыльской АЭС 1986 г.); социальных (теракты в Буденновске, 1995 г. и в Беслане, 2004 г.), а также опыт реализации долгосрочных программ работы с населением, в том числе с пожизненно осужденными и делинкветными подростками.
После докладов, посвященных различным направлениям деятельности научной школы В.С. Мухиной, началась завершающая часть конференции «Рефлексивные суждения: Прибавления», состоящая из трех докладов учеников академика:
1. «Рефлексии редактора на рождение научного бестселлера: сотрудничество, сонастрой, сотворчество автора и редактора» Светланы Евгеньевны Сапожниковой, к. психол. н., доцента Уральского государственного университета Первого Президента России Б.Н. Ельцина, главного редактора издательства «Рама Паблишинг» (г. Екатеринбург), в котором обсуждалось редакторское видение истории создания научной монографии В.С. Мухиной «Личность: Мифы и Реальность (Актуальный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)» и вопросы особой сензитивности ученого к языку, слову и к идеям Великого идеополя общественного самосознания. Было показано, как происходит творческое взаимодействие автора и редактора при работе над научным текстом, как проявляется внутренняя позиция автора-исследователя по отношению к созданию научной монографии.
2. «Ученый в зеркале своей теории. Учитель в зеркале моей души» Сергея Викторовича Мелкова, к. психол. н., доцент кафедры психологии развития МПГУ, был представлен тонкий рефлексивный анализ личности Валерии Сергеевны Мухиной через призму структурных звеньев самосознания в рамках концепции «Феноменология развития и бытия личности»; последовательно обсуждалось содержательное наполнение структурных звеньев самосознания ученого в восприятии ученика.
3. «Психологические аспекты политики деинституционализации детей сирот: актуальность идей Валерии Сергеевны Мухиной» Галины Владимировны Семьи, д. психол. н., профессора, зав. лабораторией Развития социальных систем защиты детства, Столичная финансово-гуманитарная академия, было показано значение и продуктивность концепции развития личности В.С. Мухиной в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обсуждалось предвидение основных аспектов современной государственной политики деинституционализации детей сирот в России.
Конференция завершилась в 18.30 торжественным банкетом в честь юбиляра и руководителя научной школы «Феноменология развития и бытия личности» академика РАО, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой психологии развития МПГУ Валерии Сергеевны Мухиной, где были продолжены рефлексивные суждения гостей о личности ученого, его достижениях, значении его идей и практических разработок для отечественной психологии.
В разгар торжества после поздравлений младшего внука Валерии Сергеевны Мухиной Даниила в зал были выпущены бабочки, которые парили над гостями на протяжении вечера. Бабочка – символ души, древнегреческой богини Психеи, которая, будучи человеком, обрела божественное бессмертие благодаря своей самоотверженной любви. Вообще юбилей получился душевным и пропитанным взаимной любовью Учителя и его учеников. Бабочки как символы усилили переживание этой божественной атмосферы, которая навсегда останется в сердце учеников выдающегося мэтра отечественной психологии Валерии Сергеевны Мухиной.