11 декабря 50 студентов Института детства МПГУ приняли участие в международной конференции по когносомной психологии детства «Гармоничный ребёнок в современном мультикультурном мире», прошедшей в РГГУ. Студенты были приглашены заведующим кафедрой психологической антропологии А.С. Обуховым по договоренности с председателем оргкомитета конференции М.Л. Лазаревым.
Представляем несколько откликов студентов.
Анастасия Белозуб, 1 курс Института детства: “Одиннадцатого декабря я посетила межрегиональную научно-практическую конференцию от МПГУ «Гармоничный ребенок в современном мультикультурном мире». Мне все очень понравилось, было интересно и познавательно присутствовать на данном мероприятии, я выделила для себя несколько важнейших аспектов.
Психологическими условиями гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте являются единство семейного и общественного воспитания, целостная эмоционально-интеллектуальная жизнь. Различно окрашенные события играют огромную роль в становлении личности. Именно они формируют характер и отношение к чему-либо в дальнейшем. А если говорить о семейном воспитании, то негармоничный взрослый не может вырастить гармоничного ребенка, поэтому ему нужно сначала поработать над самим собой, а потом уже приступать и к детям. Это главнейшее условие воспитания гармоничной личности.
На лекции Е.Е.Кравцовой я узнала о таких понятиях, как зона ближайшего развития (ЗБР) и зона дальнего развития (ЗДР). Это наши знания о каком-либо предмете, зоны могут быть неравномерными. ЗДР напрямую зависит от среды, ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Зона ближайшего развития как показатель личного развития, а дальнего – это основа развития в целом, истоки процесса, условия для проявления характеристик. Для ЗБР характерны дисгармоничные показатели развития личности.
Из проекта М.Л.Лазарева я узнала, что у личности помимо социального, есть и генетическое содержание. Человеческая личность рождается в момент зачатия, дальнейшее ее становление является процессом преобразования генетических качеств в социальные, т.е. процесс становления личности – социализация врожденных генетических качеств.
Послушала об общих тенденциях в развитии современного детства, изменении и ухудшении психологического состояния детей: снижение когнитивного развития, энергичности и включенности дошкольников в сюжетно-ролевую игру, падение уровня детской любознательности и воображения, возникновение дефицита произвольности и социальной компетентности, появление экранной зависимости, снижение общего уровня коммуникативной компетентности, появление все большего количества детей с состоянием аффективной напряженности, ухудшение возможности избирательного внимания, нарастание астенизации телосложения, выявление негативной динамики ценностных ориентиров школьников.
На конференции я познакомилась со «школой когносомной психологии». Было интересно слушать о ней лекцию и вообще понять, что же это за термин такой. Узнала много информации об «эпохе головонога», посмотрела принципиальную схему нагрузок на двигательную, эмоциональную и когнитивную сферы развития ребенка до и после рождения в первой половине дня, составленную на основе анализа жизнедеятельности ребенка в современном социуме.
Конференция, прошедшая в РГГУ, была очень интересной, занимательной и полезной. Я узнала о многих понятиях, о которых раньше и не слышала. Также поняла несколько вещей, которые пригодятся мне в дальнейшей деятельности педагога.”
Дарья Турыгина, 1 курс Института детства: “Социальный фактор играет одну из наиболее важных ролей для дальнейшего формирования личности ребенка. Для моего профессионального развития это действительно является значимой идеей, поскольку моя задача, как будущему педагогу, уметь определить, какие у моих будущих воспитанников есть недостатки во внешнем взаимодействии с обществом, что необходимо изменить, на что обратить внимание. Если я начну развивать в себе внимательность и наблюдательность к таким аспектам, то я смогу предоставить толчок для социального развития и личности детей.
Ребенку необходимо давать поле для свободных действий, а иначе у него не будет развития и понимания мира. Эта идея также является значимой для моей будущей профессии, поскольку невозможно обучать детей сплошными лекциями и теориями, им необходимо познавать мир путем различных самостоятельных экспериментов, моя же задача, как у будущего педагога, проследить за правильностью этих действий.
Для того чтобы сблизиться с ребенком необходимо постоянно вживаться в его роль. Я считаю, что эта идея является чуть ли не девизом педагога, поскольку, только прочувствовав эмоции и взгляды детей на мир, мы действительно сможем говорить с ними на равных, и тогда нам станет намного легче им что-либо объяснить.
Гармоничный ребенок-это тот ребенок, к которому не возникает раздражений, такой ребенок, который имеет много любви в душе, и имеет много энергии, он часто улыбается, добродушный, стремится к общению. Как это относится к моему профессиональному развитию? На самом деле, учителя дарят своим воспитанникам не меньше любви и чувств, чем родители. Задача учителя дарить ребенку, помимо теплоты и доброты, знания, развивать его, хвалить за успехи ив какой-то мере упрекать за поражения, дарить все различные эмоции. А это, на мой взгляд, является основной идеей для любого педагога.
Дети, с какими-либо отклонениями, имеют точно такие же шансы на развитие и существование в современном мире. Я считаю, что дети, имеющие отклонения, награждены даже большими качествами, чем здоровые дети, поскольку они видят жизнь совсем под другим углом. А для моей будущей профессии является необходимым уметь работать абсолютно со всеми детьми, и здоровыми, и с какими то отклонениями.”
Анна Ерошина, 1 курс Института детства: “На конференции прозвучало множество идей, связанных с процессом образования, которые пригодятся не только в ходе работы преподавателя, но и для личного опыта воспитания собственного ребенка.
Необходимость создания условий для воспитания ребенка. Преподаватель должен ясно представлять себе, каких детей он хочет воспитать, какими качествами наделить их. Для того, чтобы ребенок развивался согласно нормам, необходимо создавать соответствующие условия. Например, педагог, работая с ребенком другой национальности, должен принимать во внимание этот факт, чтобы ребенок мог спокойно развиваться.
Необходимо развивать эмоции. Благодаря развитию эмоционального интеллекта ребенок в будущем будет более устойчивым к обманам и обидам, потому что хорошо чувствуют эмоции других людей. Эмоционально развитые дети более «открыты», стремятся к тому, чтобы жить в согласии с собой.
Ребенок развивается, если развивается взрослый. Занимаясь с ребенком, взрослый должен тоже узнавать что-то новое. Чтобы вызвать у ребенка интерес, заинтересоваться самому. Таким образом, показывая ребенку, необходимость постоянного развития.
Идея творческого развития. В творческом процессе ребенок может раскрыться. С помощью творчества ребенка можно вовлечь ребенка в процесс образования. Например, отгадывание загадок помогает ребенку развить интерес и мышление, а лепка из пластилина развивает мелкую моторику и помогает развитию интеллекта.
Идея гармоничного развития ребенка. Эта идея заключается в том, что ребенок должен развиваться гармонично, т.е. ребенок должен быть развит интеллектуально, психически и физически.
Для меня каждая из этих идея важна, не только как для будущего педагога, но и как для будущего родителя. Я поняла, что стоит обращаться ко всем идеям, представленным на конференции, каждый дает ребенку что-то новое в своем развитии.“