Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Консультации для школ с большой долей учащихся из семей мигрантов продолжаются: на связи Южный Урал и Западная Сибирь

Новости МПГУ

В рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» 28 октября 2022 г. состоялся ряд онлайн-консультаций со школами из разных регионов России. В ходе консультаций директора школ рассказали об особенностях обучения детей с миграционной историей русскому языку, о воспитательной работе в полиэтничных классах и психологическом сопровождении учебного процесса, а также о этносоциальной ситуации в районах, где находятся образовательные организации.

Многие школы, где обучаются дети-инофоны, расположены на окраинах городов – в районах, где находятся заводы и крупные рынки, а квартиры недорогие для аренды. В основном, школы переполнены и обучают большее число учеников, чем положено по базовым мощностям. А школа поселка Московского вообще находится в пригороде Тюмени, и более 1000 учеников приезжают на учебу на автобусах из отдаленных сельских районов, что влияет на возможность проведения уроков в системе дополнительного образования. По словам директора Натальи Александровны, единственным днем для дополнительных занятий является суббота, когда параллельно с детьми из старших классов могут обучаться дети-инофоны из начального звена. Ситуация с обучением таких детей осложняется количеством детей в классе; в некоторых классах обучается по 35–40 человек, что, безусловно, ограничивает возможности индивидуализации обучения и применения методики «русский как иностранный».

Схожая ситуация наблюдается в школе № 45 г. Тюмени: здания малокомплектной школы не предполагают большого количества учащихся, поэтому приходится увеличивать количество учеников по классам. Несмотря на такую существенную проблему, администрация школы старается заботиться о микроклимате в школе, всячески поддерживая принципы межкультурного образования. В школе открыты три класса, где обучаются дети-цыгане. В филиале школы также обучается 30% мусульман, среди которых немало детей из местной татарской общины. Для помощи в языковой адаптации детей-инфонов по просьбе директора школы в этом году из Тюменского государственного университета были приглашены практиканты-русисты со специализацией в области «преподавание русского языка как иностранного».

Кроме нехватки специальной методической литературы, а также практических знаний в области методики преподавания РКИ/РКН, в качестве существенной проблемы директора школ выделяют низкую вовлеченность в учебный процесс родителей детей-инофонов. Директор школы № 66 Дания Гибадрахмановна выделяет следующую закономерность: родившиеся в Магнитогорске вьетнамцы стремятся получить полное образование с последующим поступлением в колледжи и вузы, но дети с таджикским, узбекским семейными языками не стремятся продолжать образование и, как следствие, в семье не уделяется достаточного внимания подготовке к аттестации, выполнению домашних заданий и т.п.

Для решения схожей проблемы в школе № 76 г. Челябинска, где также обучается достаточно большое количество детей с миграционной историей, пошли по пути адаптивного обучения. Для создания комфортной среды учителя применяют методики для инклюзивных классов. Директор школы отмечает, что такой подход помогает ребенку адаптироваться к новой языковой ситуации, чтобы плавно войти в учебный процесс. Но специальное обучение методике РКИ и предоставление методических материалов актуально и в этом случае.

Практически все школы, с которыми состоялись собеседования 28 октября, сталкиваются с увеличением числа детей с миграционным опытом в старших классах. Большая часть таких детей приезжает в российские школы без знания русского языка. Все присутствующие согласились, что здесь особенно важно учитывать индивидуальность учащегося и подбирать специальные подходы и методики, чтобы основные государственные экзамены были сданы и этими детьми на приличном уровне.

Участники встреч договорились о проведении очной диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями.

Во встречах приняли участие директор школы № 45 г. Тюмени Коляденко Дмитрий Юрьевич; директор школы № 66 г. Магнитогорска Королева Дания Гибадрахмановна; директор школы поселка Московский Тюменской области Михальчак Наталья Александровна; директор школы № 76 Деева Ирина Александровна; представители администрации и педагоги этих образовательных организаций. Со стороны МПГУ встречу проводили Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, руководитель Центра «Этносфера»; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Алистер Орлов, ведущий специалист этого же факультета; Елена Теплова и Алексей Кричкин, заместители директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО. Участие в некоторых интервью также приняли руководитель Федерального координационного ресурсного центра психологической и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Татьяна Сизова и ее заместитель Марина Солдатенкова.

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования. Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

Алистер Орлов, Елена Омельченко

 

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

01 / 11 / 2022

Показать обсуждение