Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет на протяжении своей 145-летней истории не только шел в ногу со временем, но и обладал высоким потенциалом опережающего развития.

МПГУ всегда осознавал свою роль и ответственность ведущего педагогического вуза России и СССР, который опирается на лучшие отечественные и мировые традиции высшего образования.

Принципы открытости, сотрудничества и сотворчества с российскими вузами и зарубежными партнерами в решении научных задач, подготовке кадров для системы общего и непрерывного педагогического образования были и остаются важнейшими во всех сферах деятельности университета.

Приоритетами в подготовке педагогических кадров в МПГУ являются фундаментальный подход к изучению предмета и психолого-педагогических дисциплин, воспитание уважения к отечественной истории и традициям, личности; осознание ответственности и важности педагогического образования как базового направления в системе российского образования, учет передовых идей и запросов социума.

Установка на фундаментальность научной подготовки учителя в области естественных, социально-гуманитарных и педагогических наук привела к созданию, а затем и развитию научных школ, представленных учёными с мировым именем: В.И. Вернадским, С.А. Чаплыгиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым, С.С. Наметкиным, П.С. Новиковым, С.Н. Трубецким, Н.Д. Зелинским, О.Ю. Шмидтом, К.А. Тимирязевым, Л.С. Выготским, А.Ф. Лосевым, И.Е. Таммом. Фундаментальность научной подготовки в университете всегда сочеталась с высокими требованиями к воспитательной миссии профессорско-преподавательского состава – людей высокой не только научной и педагогической, но и общечеловеческой Культуры.

Важнейшими вехами в развитии университета стали:

– открытие в 1872 г. Московских высших женские курсов (МВЖК – будущего 2-го МГУ – МГПИ им. В.И Ленина – МПГУ), впервые позволивших женщинам России получать высшее образование, не выезжая за пределы страны;

–  создание в 1921 г. (в структуре 2-го МГУ) первого в России педагогического факультета дало старт формированию и развитию самостоятельного направления в системе высшего профессионального образования – педагогического образования;

– развитие разных моделей подготовки педагогических кадров, переход в формат «обучающегося общества» и «обучения на протяжении всей жизни» привело к появлению в 1990 году первого педагогического университета в стране – Московского педагогического государственного университета;

– включение МПГУ в 2009 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации подтвердило особый вклад университета в культуру России, которая зиждется на следовании традициям, приумножении и развитии всего, что связано с передачей культурного кода нации средствами учения, просвещения, воспитания, созидания личности человека, гражданина и патриота Отечества;

– участие в разработке государственных и федеральных государственных образовательных стандартов всех поколений не только для системы высшего профессионального (педагогического), но и общего образования, реализация требований стандартов в учебниках для системы общего и высшего педагогического образования, созданных авторскими коллективами нашего вуза, по которым и сегодня учится вся страна, стало отдельной вехой в истории университета.

История Университета – длительный, последовательный путь формирования устойчивой открытой модели отечественного педагогического образования, исторически доказавшей профессиональную эффективность и востребованность со стороны личности, общества и государства. Инновации, рожденные в вузе, превращались в традиции, становились почвой для следующих инноваций.

За последние 25 лет университет прошёл сложный путь поиска новой модели подготовки кадров для системы образования в условиях попыток вестернизации отечественной образовательной системы, пренебрежения традициями и достижениями российского образования,  отчуждения подавляющей части  общественности и педагогического сообщества, уставших  от непрерывной череды образовательных реформ. Перипетии этого пути проявились в ряде негативных факторов:

– дисбалансе основных компонентов подготовки будущего учителя: предметного, психолого-педагогического (включая методический), воспитательного;

– ослаблении внимания к духовно-нравственному становлению личности;

– снижении актуальности тематики научных исследований, их практической результативности, степени внедрения результатов;

– уменьшении доли молодёжи в структуре научно-педагогических кадров;

– несоответствии сформировавшейся образовательной среды университета новым общественным запросам и образовательным потребностям обучающихся, прогнозируемым моделям организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе;

– опасном отставании учебной и научной материально-технической базы от уровня, необходимого современному вузу, и уровня технологической оснащённости российской школы;

– ослаблении связей с социальными партнёрами, позиций в межрегиональном и международном сотрудничестве.

Нацеленность коллектива университета на преодоление этих противоречий, понимание роли учителя и педагогического образования в формировании интеллектуального, экономического капитала страны определяют современную миссию МПГУ.


Современная миссия МПГУ

 заключается в обеспечении преемственности и развитии культуры современной России через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов.

Университет должен стать площадкой для формирования новой модели педагогического образования, отвечающей научным, духовно-нравственным, социальным запросам и потребностям современного российского общества.

Подготовленные в университете кадры призваны стать носителями идей обновления отечественного образования.


Цель и задачи Концепции развития МПГУ

Концепция ориентирована на решение актуальных задач, определенных государством с учетом экономических и социокультурных особенностей России, мировых тенденций в науке, образовании и культуре.

Концепция учитывает уникальные особенности, исторические традиции и потенциал МПГУ как первого педагогического университета России, передовой опыт ведущих университетов мира.

Цель Концепции – определить стратегические приоритеты и основные направления разработки инновационной образовательной модели педагогического университета, призванной обеспечить опережающее развитие российского образования и общества в целом.

Задачи:

  1. Определить целевые ориентиры и обосновать научно-методические подходы к созданию актуальной модели педагогического образования.
  2. Подготовить методологическую основу для разработки программы и «дорожной карты» развития университета.
  3. Задать направления развития социального партнёрства, межрегиональных и международных отношений университета как российского и мирового научно-педагогического лидера в сфере педагогического образования.
  4. Способствовать формированию общественного признания значимости концептуальных перемен в подготовке педагога.

 

Стратегические приоритеты МПГУ

 Современную ситуацию в отечественном и мировом образовании в целом можно охарактеризовать как важный этап формирования новой образовательной парадигмы. Привычная традиционная модель образования исчерпывает себя, так как находится в состоянии противоречия с изменяющимся состоянием социума, стремительными процессами технико-технологических новаций и нарастающей информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Под давлением внешней среды изменяются цели образования, формы и технологии получения и освоения знаний, создания и передачи информации, организации учебного процесса, инструменты измерения результатов обучения, условия функционирования образовательной системы. Для сокращения этого нарастающего разрыва необходимы эвристические решения по ряду кардинальных образовательных проблем.

Реагируя на внешние вызовы, университет сам становится созидателем будущего. Творческое кредо МПГУ основывается на:

– позиционировании образования как способа развития общества (а не «надстройки»);

– создании и трансляции гибкой, адаптивной к вызовам общества модели образовательной среды;

– развитии в качестве инфраструктурного кластера системы непрерывного педагогического образования;

– прогнозировании, разработке и внедрении в социокультурное пространство собственного образовательного продукта;

– открытом диалоге с научно-педагогическим сообществом, основными общественными институтами;

– равноправной и взаимовыгодной интеграции отечественного педагогического образования и систем образования других государств.

Эвристическая инновационная многомерная образовательная модель университета направлена на обеспечение баланса современных и прогнозных потребностей и запросов личности, семьи, общества и государства в:

– социокультурном измерении (развитие образования как органической части культуры личности, семьи, многонационального российского народа, российского общества, инструмента формирования российской идентичности и основы национальной безопасности страны);

– психолого-педагогическом измерении (развитие образования как среды, создающей условия для личностного роста и развития каждого человека на протяжении всей его жизни);

социально-экономическом измерении (развитие образования как инструмента постоянного наращивания и приумножения национального «человеческого капитала»);

административно-организационном измерении (формирование эффективно управляемого гибкого образовательного пространства, способного к быстрой перестройке в соответствии с динамично меняющимися внутренними и внешними вызовами).

 

Целевые ориентиры формирования новой образовательной модели университета


Современный студент МПГУ – педагог будущего

Практическая деятельность педагога – сфера сложной системы отношений, профессиональных трудностей и достижений, в которую будущему специалисту предстоит войти. Их понимание и учёт в построении и реализации образовательной модели университета позволит научить будущих педагогов преодолевать барьеры, неизбежно возникающие в профессиональной деятельности.

Основные барьеры педагогической деятельности:

– невысокая познавательная мотивация значительной части педагогов, внутренне не нацеленных на профессиональный рост и самореализацию, предпочитающих работать по готовым методическим схемам, по образцу;

– недостаточная фундаментальная предметная и психолого-педагогическая подготовка;

– отсутствие навыков анализа и критического мышления при описании и представлении собственного профессионального опыта;

– узкий взгляд на вопросы образования и развития человека с позиции преимущественно своего предмета преподавания, недостаточное соединение содержания предмета обучения с вопросами жизни человека и общества;

– отсутствие знаний и навыков практической конфликтологии; недостаток внимания к психологической поддержке учителя, процессам профессионального «выгорания» педагога;

– недооценка жизненного опыта обучающихся, роли личного опыта педагога как важной составляющей профессиональной деятельности.

В своей деятельности университет должен видеть и учитывать современное состояние и вероятностные контуры школы будущего. На этом синтезе строятся целевые ориентиры формирования образовательной модели университета:

  1. Развитие у студентов интереса к знаниям требует усиления в образовательном процессе философских аспектов теории познания, реализации системного и междисциплинарного подходов, обучения методам и приёмам самообразования и самовоспитания.
  2. Углубление фундаментальной подготовки, освоение универсальных методов анализа и прогнозирования, включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность на всех этапах обучения.
  3. Формирование понимания самоценности жизни, ценностных ориентиров и установок личности и общества, ответственной гражданской позиции.
  4. Воспитание у будущего специалиста уважительного отношения к жизненному опыту обучающихся и профессиональному опыту коллег.
  5. Формирование устойчивой готовности обучающихся к освоению новых профессиональных функций и видов деятельности педагога.

 

Основные направления формирования новой образовательной модели университета

Новая образовательная модель университета ориентирована на опережающую подготовку кадров для социальной сферы. Для ее создания и  реализации необходимо осуществить комплекс мер.

В образовательном процессе:

– усилить аналитико-прогностическую деятельность по изучению потребностей и запросов общества в области образования;

– актуализировать разработку вариативных моделей подготовки кадров для системы образования на основе мониторинга ее содержания, технологий обучения;

– осуществить модернизацию образовательных программ с учетом развития науки, потребностей работодателей, интересов личности на основе вариативности и индивидуализации;

– развивать практику создания доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– укрепить фундаментальность педагогического образования на основе интеграции науки и образования;

– разработать систему практико-ориентированной и психолого-педагогической подготовки обучающихся, в том числе для работы с разными категориями детей;

– организовать работу по созданию учебно-методического сопровождения для  академических обменов, развивая программы обучения на иностранных языках;

– разработать и реализовать программу широкого внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно-исследовательской деятельности;

– развивать электронную образовательную среду, включая создание портфолио для каждого обучающегося;

– совершенствовать институт адаптации и сопровождения молодых специалистов;

– провести мониторинг состояния университетской системы непрерывного дополнительного образования и создать новые модели дополнительных образовательных программ;

– развивать сеть филиалов университета и базовых школ в регионах России;

– начать работу по формированию информационно-образовательного портала «Педагогическое образование России».

В научной деятельности:

– провести мониторинг состояния научно-педагогических школ, публикационной активности профессорско-преподавательского состава, эффективности организации научно-исследовательской деятельности с целью определения  приоритетов развития университетской науки и продуктивных форм ее организации;

– участвовать в работе по прогнозированию потребностей в кадрах на разных уровнях системы образования, направлений развития образования и социальной сферы;

– создать научно-исследовательский центр по изучению и распространению инновационного педагогического опыта;

– разработать модель педагогического научно-образовательного кластера;

– восстановить позиции университета как ведущего экспертного центра  в области образования;

– расширить сетевое взаимодействие с научно-образовательными центрами в России и за рубежом;

– совершенствовать механизмы интеграции научных исследований и учебной деятельности университета и высокотехнологичных компаний, способствовать созданию совместных технопарков, научных центров (в первую очередь, с РАН, РАО);

– развивать инновационные формы раннего включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность  и научное творчество;

– создавать условия для внедрения и коммерциализации научной и научно-педагогической продукции с ориентацией на перспективные рынки;

– разработать модель научно-образовательного центра по работе с одаренными обучающимися с целью их углубленной профессионализации;

– участвовать  в разработке, обновлении, внедрении, экспертизе образовательных стандартов и программ;

– создать общеуниверситетскую систему регистрации, охраны и использования интеллектуальной собственности;

– осуществить систему мер по преобразованию библиотеки университета во всероссийский библиотечно-информационный центр по непрерывному педагогическому образованию;

– расширить формы внедрения и популяризации результатов научных исследований, в том числе путем активизации издательской деятельности, модернизации материально-технической базы издательского комплекса.

В воспитательной работе:

– поддерживать университетские традиции, развивать корпоративную культуру МПГУ и формы сотрудничества с выпускниками университета;

расширять социокультурное пространство, практику информального образования, партнерство с учреждениями науки, культуры, общественными и религиозными объединениями (Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиональными сообществами) в целях формирования ценностных установок и гражданской позиции, социально-культурного опыта обучающихся;

– развивать новые формы студенческого самоуправления, вовлеченности обучающихся в деятельность университета, поддержки активной гражданской позиции, межнационального диалога и ответственности за результаты совместной деятельности;

– воспитывать стремление к самообразованию и саморазвитию через все виды деятельности (учебную, научно-исследовательскую, творческую и др.) на протяжении всей жизни с использованием традиционных и инновационных подходов и технологий;

– создавать условия для развития и поддержки потребности в здоровом и безопасном образе жизни, превратив территорию университета в территорию здоровья и спорта;

– совершенствовать перспективные социальные и социально-педагогические практики с целью социализации и профессиональной адаптации обучающихся, содействовать трудоустройству выпускников университета.

В социальном партнёрстве:

– расширить формы социального партнерства в подготовке кадров для организаций социальной защиты, культуры, науки и бизнеса, правоохранительных органов;

– активизировать и разработать новые формы целевой подготовки кадров, в том числе для регионов России,  стран ближнего и дальнего зарубежья;

– развивать совместные сетевые проекты с образовательными организациями Москвы и московского региона;

– актуализировать просветительскую деятельность с учетом многообразия возможностей университета, расширить формы сотрудничества с Российским обществом «Знание».

В межрегиональном и международном сотрудничестве:

– сотрудничать с ведущими вузами, профессиональными сообществами в разработке и реализации стратегии развития отечественного образования;

– провести анализ и разработать программу восстановления межрегиональных и международных  позиций университета среди гуманитарных и педагогических вузов в целевых регионах активности (СНГ, ЕАЭС, БРИКС и др.);

– создать пакет образовательных и просветительских продуктов для системного продвижения русского языка и культуры России, образования на русском языке за рубежом;

– разработать предложения по развитию взаимодействия университета с Русским миром.

В кадровой политике:

– совершенствовать систему опережающего развития кадрового потенциала университета, стимулирующую профессиональную самореализацию работников;

– разработать критерии и механизм формирования кадрового состава университета в соответствии с современными профессиональными стандартами;

– разработать модели оптимизации кадрового состава структурных подразделений университета;

– развивать систему оплаты труда работников университета в зависимости от качества и эффективности  их производственной деятельности;

– сформировать систему поддержки и стимулирования профессионального роста работников университета;

– создать условия для воспроизводства научно-педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления, в том числе через подготовку кадров высшей квалификации, практику наставничества;

– привлекать внешних высококвалифицированных  работников  к  образовательному процессу и научной деятельности.

В ресурсном обеспечении:

– разработать программу материально-технического переоснащения университета в соответствии с требованиями современной научной и образовательной деятельности;

– выполнить университетский План антикризисных мероприятий;

– разработать программу диверсификации источников поступления материальных и финансовых средств в бюджет университета.

 

Перспективный облик Московского педагогического государственного университета

Концепция развития МПГУ разработана в соответствии с основными нормативными документами развития образования в Российской Федерации, приоритетными направлениями социального, экономического, научно-технологического, политического развития страны.

В результате реализации Концепции развития университет способен занять ведущие позиции в педагогическом образовании России:

МПГУ – инновационный центр педагогического образования на федеральном и международном уровне;

МПГУ – экспертный и координационный центр многоуровневого непрерывного педагогического образования;

МПГУ – социокультурная среда для получения качественного образования, раскрытия личностного потенциала обучающихся;

МПГУ – территория грамотности и высокой культуры;

МПГУ – привлекательная научно-образовательная среда для вовлечения обучающихся и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования;

МПГУ – центр социальных и общественных инициатив молодежи, способной взять на себя ответственность и умеющей отстаивать экономические, политические и культурные интересы своей страны;

МПГУ – территория здорового образа жизни и спорта;

МПГУ – площадка активного межкультурного и межнационального общения;

МПГУ – территория равных возможностей и доступной среды;

МПГУ – центр подготовки специалистов в сфере дополнительного образования;

МПГУ – центр научно-исследовательских партнёрских отношений с региональными научными организациями и научными школами;

МПГУ – университет с современной системой администрирования и менеджмента качества.

 

Организационные условия реализации Концепции

Условиями реализации Концепции является ее принятие коллективом университета, поддержка на государственном уровне, разработка Программы развития университета (2017- 2022 годы) и ее «дорожной карты», включающей систему мероприятий, этапы их осуществления, индикаторы результативности.

Концепция утверждена решением ученого совета МПГУ от 27.03.2017 протокол № 8.

В МПГУ рассказали о новом облике педагогического образования

11 / 04 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Мамедов Агамали Куламович, 15 / 02 / 2017 в 13:52

Ув.Коллеги,прочитал вашу Концепцию.Что ж-молодцы.Поздравляю.Четкие ориентиры и прописанные шаги.Понравилось акцентирование на фундаментальности исследований,связь науки и педагогического образования. Интерес вызывает последний раздел- перспективный облик вуза.Хватил б еще организационных и иных ресурсов.Чего Вам и желаю.А так,хороший документ,программа действий.Но надо выставлять на обсуждение и на иных площадках.Вопрос стратегического развития флагмана педагогического образования волнует не только ваш коллектив.С ув.Мамедов А..К-заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем МГУ.