24 июня 2019 года в УНЦ «Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики» Института «Высшая школа образования» в соответствии с решением III Всероссийской конференции с международным участием «Когнитивистика и культура» состоялся Координационный семинар по созданию «Межведомственной программы фундаментальных и прикладных исследований по обновлению содержания образования в России».
На семинаре выступили представители пяти организаций в том числе, МПГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИЦ «Курчатовский институт» КК НБИКС-технологий, Лицей “Вторая школа”, ЦНИИТ «ИНтелтек» – Центр интеллектуально-информационных технологий:
- Баксанский Олег Евгеньевич. «Конвергентные технологии в образовании» (НИЦ – «Курчатовский институт» КК НБИКС-технологий)
- Бычков Сергей Николаевич. «Педагогика и наука: общее и особенное» (МПГУ, Институт «Высшая школа образования», УНЦ Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики).
- Козеренко Елена Борисовна. «Когнитивно-лингвистические стратегии в образовании» (МПГУ, Институт «Высшая школа образования», кафедра Компьютерной лингвистики и формальных моделей языка, ФИЦ ИУ РАН).
- Козеренко Константин Владимирович. «Когнитивно-лингвистические стратегии в образовании» (Лицей “Вторая школа”, учитель математики, кандидат физико-математических наук).
- Кузнецов Валерий Григорьевич. «Герменевтика и образование в системе культуры» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Философский факультет, кафедра философии и методологии науки).
- Меськов Валерий Сергеевич. «Матетическое чтение» (МПГУ, Институт «Высшая школа образования», УНЦ Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики).
- Новичков Владимир Борисович. «Методология дидактики и модернизация образования» (МПГУ, Институт «Высшая школа образования»).
- Сабанина Наталия Рафаэлевна. «Предпосылки формирования телесно-когнитивно-ценностной парадигмы образования» (МПГУ, Институт «Высшая школа образования», УНЦ Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики).
- Шелудяков Андрей Вадимович. «Отдельные семиотические находки на пути к теории коммуникаций» (ЦНИИТ «ИНтелтек» – Центр интеллектуально-информационных технологий).
- Сафонова Ольга, магистрант, сертифицированный тренер Федерации йоги, продемонстрировала возможности дыхательной гимнастики в контексте создания телесно-когнитивно-ценностной парадигмы образования.
«Межведомственная программа фундаментальных и прикладных исследований по обновлению содержания образования в России» будет включать крупные направления, основанные на решении следующих двух групп проблем:
I. Проблемы, разрешимые средствами системы образования.
- Дидактические проблемы.
- Матетические проблемы.
- Воспитательные (общекультурные проблемы).
II. Проблемы образования, не разрешимые средствами системы образования.
- Проблемы, требующие научных решений в релевантных областях знания.
- Проблемы, связанные с применением информационных технологий.
- Проблемы, требующие инфраструктурных – социально-экономических и политических решений.
- Гендерные проблемы.
Предложены следующие направления для их решения:
- Фундаментальные исследования
- Прикладные исследования.
- Реализация результатов исследований в рамках кластерного подхода.
Направления фундаментальных исследований:
1. Трансдисциплинарные проекты:
1.1 Национальная и культурная идентичность граждан РФ.
1.2. Философия образования в XXI веке.
1.3.Разработка и применение НБИКС-технологий для решения вышеописанных групп проблем.
1.4. Сложностные аспекты существования человека и человечества в глобальном мире.
- Направления прикладных исследований
2.1. Построение многофакторной модели развития региона, на базе цифровых технологий и интеллектуальной обработки, поиска, хранения, использования структурированных и неструктурированных данных.
2.2. Моделирование и разработка рекомендаций по формированию человеческого и социального капиталов, соответствующих выявленному цивилизационному профилю региона.
2.3. Создание аналитической системы, ориентированной на поиск и глубокий уровень обработки информации для подготовки кадров, ориентированных на работу в новых условиях цифровой экономики в различных отраслях промышленного и непромышленного секторов.
- Этап внедрение инновационных результатов науки, образования и производства в системе культуры на основании кластерного подхода.
3.1. Проект «Образование». Формирование дидактических, матетических и цивилизационных стратегий непрерывного образования человека.
3.2. Проект «Наука». Моделирование процессов в заданных областях деятельности с использованием информационных, когнитивных, социальных и др. технологий.
3.3. Проект «Производство». Региональное цивилизационно-культурное проектирование на основании модели «Цивилизационного профиля региона».
3.4. Проект «Культура». Формирование и охрана национальной и культурной идентичности народов и граждан РФ.
По итогам семинара было принято решение об организации работы симпозиума «Философские проблемы когнитивистики и НЕОматетика» на будущем Всероссийском философском конгрессе, который состоится в мае 2020 года в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.