Креативное или творческое письмо (Creative Writing) – это популярная в университетах США и Великобритании дисциплина, в рамках которой студенты осваивают искусство написания литературных произведений – стихов, романов, пьес, мемуаров и биографий.
В эпоху повсеместной роботизации, когда многие рутинные операции даже в сфере умственного труда берет на себя искусственный интеллект, ключевыми для успешного специалиста становятся универсальные компетенции, и прежде всего – креативность. Креативность сегодня пронизывает все сферы жизни: экономику, политику, средства массовой информации и, конечно, образование. Современные университеты должны воспитывать творческих специалистов высокого уровня: инициативных, творческих, самостоятельных, способных ставить перед собой цели, находить творческие способы и методы для их достижения.
Креативное письмо ставит своей целью раскрыть творческий потенциал студентов, помочь им набить руку в создании литературных текстов и улучшить навыки письма в целом. Обучение разделено на 3 блока, написание прозы, поэзии и пьес, каждый из которых делится на практическую и теоретическую часть. Вначале студенты знакомятся с терминами и техниками по учебникам и пособиям, слушают лекции, после чего разбирают работы знаменитых писателей, чтобы перенять наиболее удачные приёмы и «прочувствовать» особенности того или иного формата. Затем следует практика: учащимся дают упражнения на отработку техник и генерацию оригинальных идей. Чаще всего будущим писателям предстоит закрывать глаза и представлять тот или иной образ, наблюдать за миром и познавать его через все органы чувств. Это поможет найти необычные метафоры и создать правдоподобные или, по желанию автора, сюрреалистичные тексты. В конце каждого блока студенты должны представить работу, доказывающую их успех в усвоении материала. Как итог, курс позволяет студентам обрести контроль над творческим процессом: все яркие идеи получают безупречную практическую реализацию.
Наиболее полно курс креативного письма опробировали бакалавры-лингвисты, обучающиеся на программе двух дипломов МПГУ и Лондонского университета Английский язык и международная коммуникация. 1 мая им предстоит отправить британским преподавателям законченной литературной произведение объемом 6000 слов. Студентам пришлось работать в стилистических и объёмных рамках, заданных проверяющей стороной. К примеру, задание по прозе требовало имитации потока сознания из вступления в «Миссис Дэллоуэй» и не должно было превышать страницу. Тем не менее, копировать стиль, тематику, сеттинг или персонажей полностью запрещалось. Ниже представлены отрывки из работ студентов, которые они сдавали в качестве контрольного задания:
Дарья Шаймуратова:
«Another warm, autumn sweet day has finished. On putting on my peignoir, I brush my hair with
a wooden comb. How old is it? My grandmother got it from my great-grandmother. It is a
priceless family heirloom. I adore these moments when nobody and nothing interrupts me, just
like the whole world has frozen up I am only with myself.»
Читать полностью прозу и поэзию
Софья Андросова:
«Bella suddenly drew attention to the sunset, pink, like the cheeks of a baby. How diverse the world is! Why do people dream so little? It seems that she completely forgot that she was seriously ill and that all her dreams could really remain unrealizable.»
Михаил Гришин:
«The battle was still carrying on in the sky above him but he was no longer a part of it. HOW COULD I FAIL MY MASTER? Yes, there he is, inside my cabin, with a hole in his head, with a beard of glass and his blood oozing on the dashboard.»
Трусов Даниил:
«Anny imagined great ships which were going from one side of this sea to another. Huge wooden colossus elapses here. Where it comes from? And what is the place oлf destination? Probably, she would never know. The waves created by the wind were softly moving towards Anny and broke right at the beginning of the road.»