Проект «ЭКОдетки», посвящённый формированию экологического мировоззрения у детей, занял II место на общероссийском конкурсе студенческих образовательных инициатив «Идеи для новой школы». Над ним работали студенты из МПГУ и НГПУ им. К. Минина. Поговорить о подготовке и призвании «ЭКОвожатой» нам удалось с лидером команды — Дарьей Пашковой.
Что для вас значит быть «ЭкоВожатой»?
Вполне возможно, что это прозвучит весьма пафосно и банально, но для меня это значит доносить важную информацию о нашем общем доме до других, осторожно и ласково вкладывать в головы и сердца детям любовь к природе и уважение к ней же, воспитывать трепет перед величественностью Зеленого дворца. И все это в компании таких же заинтересованных, полных любви к детям и желания помочь им построить будущее, в котором не придется дорого расплачиваться за экологические ошибки человечества.
Откуда появилась идея проекта «ЭкоДетки»? Расскажите о нём.
Проект стал симбиозом нашего жизненного опыта – во время небольшого мозгового штурма каждый из участников команды вспоминал наиболее удачные образовательно-воспитательные элементы со времен собственного обучения и педагогических практик. Я во многом опиралась на опыт, приобретенный во время волонтерской работы в университете (на его базе реализуются образовательные программы, направленные главным образом на развитие у ребят критического мышления).
Так как наша цель заключается в формировании экологического мировоззрения и направлена на воспитание поколения, бережно относящегося к окружающей природе, осознающего необходимость участия в экологических мероприятиях, принимающего последствия пренебрежительного отношения к природе, то мы искали способы сделать обучение наиболее интерактивным. По окончании освоения пяти основных образовательных блоков (лекций; экскурсий; квестов, викторин, квизов; проектной деятельности и выездных мероприятий) учащиеся овладеют основами экологической культуры, осознают свою роль в системе «человек-общество-природа», будут обладать способностями применять полученные знания об экологии в жизни. Свои успехи дети должны отмечать в Дневнике друга, спроектированном авторами проекта. Дневник поможет ребятам познакомиться как с экологическими советами, так и с закреплением и применением полученных знаний.
Какова главная цель проекта? Получилось её достичь?
Определенно, одной из основных целей стало просвещение общественности в вопросе экологической грамотности, о ее успешности можно судить хотя бы потому, что вы читаете эту новость. 🙂
Мы и сами стремимся быть примером для детей, грамотными наставниками для них на протяжении взросления. Эта цель не достигается в один момент, а сопровождает нас по жизни, становится нашим кредо.
С чего началась подготовка к конкурсу?
Подготовка началась с, собственно, поиска команды. По условиям необходимо было набрать 5 человек, включая лидера, так что работа стартовала с анализа потенциальных коллег, дальнейшего совместного мозгового штурма и распределения внутрикомандных ролей. Каждый из нас особенно силён в какой-то определённой сфере, так что мы прекрасно дополняем друг друга.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
С горящими сроками, пожалуй, и невозможностью собраться в жизни и обсудить все вопросы лично. Хотя бы из-за того, что один наш член команды живет в Нижнем Новгороде.
Как проходил конкурс?
Вполне спокойно, честно говоря. Мы быстро поняли, что хотим видеть и как это донести до экспертов. Конечно, во время написания проекта к нам приходили все новые и новые мысли, которые мы успешно внедряли в программу.
Будет ли в дальнейшем проект реализован?
Сейчас мы активно продвигаем наш образовательный проект в различных грантовых конкурсах, ищем партнеров, готовых помочь с реализацией программы. Конечно, мы собираемся добиться воплощения “ЭКОдеток” в жизнь, учитывая даже возможные видоизменения курса.
Какие впечатления от участия?
Только самые положительные! Организаторы конкурса оперативно и доброжелательно отвечали на все возникающие у нас вопросы, мы получили значительную поддержку от преподавателей нашего университета, особенно от бессменного наставника нашей команды – Галямовой Эльмиры Махмудовны.
В процессе работы над проектом каждый раскрыл свой, зачастую ранее не замечаемый, потенциал. Я, к примеру, с удовольствием занималась оформлением макета дневника друга природы, хотя до этого никогда и не задумывалась о том, что могу успешно управляться с подобной деятельностью.
Также мы нашли друг друга, стали дружной командой, в которой каждый может положиться на других. Это чрезвычайно важно, так наши образовательные инициативы пропитывает не только энтузиазм, но и свет теплой студенческой дружбы.
Уже появились новые планы и цели?
Конечно! На данный момент моя команда ожидает результаты другого конкурса, в котором мы успели принять участие, будучи вдохновленными победой, – в конкурсе педагогического мастерства “Религия и культура – 2021”. Я же лично готовлю статью ко второй научно-прикладной педагогической конференции с международным участием “Дополнительное образование: пути развития” – тема внеурочной деятельности обучающихся не отпускает нас всех ни на минуту.
(Над проектом работали: Дарья Пашкова, Татьяна Мурачева (Куркина), Карина Маликова, Институт детства, факультет начального образования, Анастасия Галицына, Институт педагогики и психологии, Полина Павлова, НГПУ им. Минина, факультет управления и социально технических сервисов).
Материал подготовила
Сазонова Нелли