Отдельное место в программе Международного семинара «Образование для мира и развития: личностное измерение» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» (9-10 декабря 2021 г.) получило освещение тем, которыми прицельно занимается в сотрудничестве с партнерами Факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ: технологии интеграции мигрантов – Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и формирование духовно-нравственной культуры в школе – Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений. Эти вопросы обсуждались во время семинара на двух больших круглых столах.
Одним из магистральных мероприятий семинара стал Круглый стол «Педагогические технологии интеграции мигрантов и формирование межкультурной компетентности средствами образования» (модераторы – главный методист проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: консультативная и методическая поддержка школ и детских садов в регионах России», ведущий специалист Факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ Т.В. Криворучко и преподаватель РКИ, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ М.В. Дорохова). На Кругом столе свой опыт по созданию педагогических кейсов при адаптации мигрантов и воспитанию успешного выпускника современной образовательной организации представили учёные из ведущих университетов России, преподаватели институтов и учителя школ, гимназий, лицеев из России и Белоруссии: из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Барнаула, Самары, Астрахани, Энгельса, Якутска. Доклады построены на опыте работы с обучающимися школ и студентами вузов.
Общий тон дискуссии задали первые выступления: ассистент проекта Бюро Международной организации по миграции в Москве О.А. Рыбакова рассказала о тенденциях, которые наблюдаются в сфере международной миграции и образования в РФ; заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ О.Е. Хухлаев и доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ М.Ю. Чибисова прокомментировали особенности социально-инклюзивного подхода к интеграции детей-мигрантов в образовательной среде с точки зрения психологии. Доцент кафедры истории философии и культуры Воронежского государственного университета С.И. Сулимов с научной точки зрения проиллюстрировал, в какой роли в разрезе исторических фактов выступало светское образование как инструмент ассимиляции / интеграции. Доцент кафедры социальной и молодежной политики Алтайского государственного университета (г. Барнаул) Д.А. Омельченко рассказала об оценке потребности в социокультурной адаптации мигрантов в приграничных регионах России, доцент Ленинградского областного института развития образования (г. Санкт-Петербург) С.В. Букреева проанализировала особенности культуры коренных малочисленных народов Ленинградской области в школьном изучении на примере прикладных методик.
Особенно интересным было представление коллективного опыта школ разных регионов. Так, педагогический коллектив ГБОУ СОШ № 136 Калининского района г. Санкт-Петербурга в составе заместителей директора М.С. Максимовой и Т.Ю. Дождиковой, учителей И.К. Кочаненковой и О.В. Михайловой подготовили кейс образовательной организации, где показали на практике применяемые педагогические модели интеграции детей-мигрантов в современное социокультурное пространство. Заместитель директора ЧАУ Школа «Эврика» (г. Самара) Е.Г. Голякова представила технологии по формированию культуры позитивного межнационального общения как важнейшего фактора поликультурного воспитания. Учителя ГБОУ города Москвы «Школа № 2009» Т.А. Петриченко и И.В. Филатова рассказали об универсальности проектной технологии на примере проекта «Life Link, Школа дружбы», где коллеги реализовали развитие языковой компетенции при обучении английскому языку и окружающему миру, что показало многогранность проекта и его широкое использование в различных предметных областях. Заместители директора МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 4» Н.В. Колчанова и Г.А. Карпунина и учитель М.А. Суханова рассказали о своей гимназии как о площадке возможностей, на примере системы проектов, в рамках которых удаётся сформировать успешных выпускников. Учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области (г. Энгельс) А.А. Карташова и Т.А. Ермолаева показали межпредметную связь в контексте проекта «Спорт и медиация – путь к дружбе», поделились опытом структурирования подобных задач, которые можно представить и в других направлениях. Координатор АШ ЮНЕСКО, учитель МОБУ «Саха гимназия» (г. Якутск) М.А. Андреева на примере республиканского опыта Якутии рассказала о бикультурном самоопределении и саморазвитии личности в условиях «Саха гимназии».
Учитель русского языка и литературы ГУО «Сновская средняя школа» (г. Снов, Республика Беларусь) И.Р. Винник на примере авторской игры-конкурса «Журавлик» показала этапы формирования и развития лингво-культурологической компетенции учащихся-билингвов, построив своё выступление в интерактивной форме, тем самым подтверждая, что данная технология применима и ко взрослой категории обучающихся или слушателей языковых курсов, так как контексты включают в себя не только задачи по расширению лингвистического запаса, но и способствуют формированию культурологической компетенции в русскоязычном языковом пространстве.
Работа круглого стола прошла продуктивно, динамично, было высказано много новых идей, поднято вопросов, удалось продемонстрировать преемственность работы вуза и школы, что даёт право надеяться на качественный результат будущих проектов, которые планируют осуществлять образовательные организации в рамках работы над воспитанием и образованием современного выпускника на разных уровнях.
Круглый стол «Изучение духовно-нравственной культуры народов России в современной школе» собрал школьных педагогов и преподавателей вузов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания. В процессе обсуждения были представлены результаты работы педагогов из Санкт-Петербурга – учителя русского языка и литературы, педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 641 с углублённым изучением английского языка Е.Ю. Гурбаевой и заведующего отделением дополнительного образования детей ГБОУ Лицей № 554 О.В. Гофман. Участникам круглого стола было рассказано о музейно-образовательном пространстве школы как средства духовно-нравственного воспитания детей, популяризации народного творчества и нематериального культурного наследия, а также представлена методика воспитания поликультурной личности через систему дополнительного образования и внеурочную деятельность. Доцент кафедры культурологического образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Н.Г. Шейко рассказала о разработке программы «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» и УМК, разработанном для реализации предметной области ОРКСЭ с использованием регионального компонента.
Преподаватели столичных вузов – доцент Московского государственного областного университета О.В. Розина и доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ и кафедры теологии МПГУ О.О. Козарезова рассказали о программах и опыте работы со студентами педагогических специальностей и теологов, представив образовательный профиль «История и основы религиозных культур» и основные направления духовно-нравственного образования и воспитания молодежи в теологическом пространстве (на примере воспитательной и культурно-просветительской деятельности кафедры теологии МПГУ).
Научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Р.И. Зианшина и заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ Е.Ф. Теплова рассказали об особенностях духовно-нравственного воспитания обучающегося в условиях глобализирующегося мира и о необходимости знакомства подрастающего поколения с духовно-нравственной культурой народов России, способствуя формированию культурной и нравственной личности школьника, студента и педагога.
Участники семинара отметили значимость рассмотренных тем для современной педагогики высшей школы. Особенно ценно, что дискуссия развернулась вокруг эффективности представленных участниками практических наработок и методик работы по тематике межкультурного и духовно-нравственного образования. Особое место получило обсуждение результатов реализации в 2020-21 г.г. при организационно-методической поддержке МПГУ Президентского проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: консультативная и методическая поддержка школ и детских садов в регионах России», который, надеемся, будет иметь продолжение.
М.А. Кривенькая
на основе итоговых материалов модераторов круглых столов
Е.Ф. Тепловой, Т.В. Криворучко, М.В. Дороховой