Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Круглый стол «Экспресс- и долговременная психологическая помощь на разных этапах онтогенеза (экспресс-помощь в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф; долговременная помощь в ситуациях длительной депривации)»

Институт педагогики и психологии (новости)

 

14 марта 2018 года на факультете педагогики и психологии МПГУ прошел круглый стол «Экспресс- и долговременная психологическая помощь на разных этапах онтогенеза (экспресс-помощь в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф; долговременная помощь в ситуациях длительной депривации)», организованный кафедрой психологии развития личности.

Ведущий: Мухина Валерия Сергеевна – академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ.

Модератор: Мелков Сергей Викторович – кандидат психологических наук,  доцент кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ.

Доклады:

  1. Мухина Валерия Сергеевна (академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ) «Особенности экспресс- и долговременной психологической помощи в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф и длительных деприваций»

В докладе обсуждались психологические и социальные проблемы, которые могут быть частично или полностью разрешены усилиями профессионального психолога:

1 – экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф, а также в условиях семейной и казенной депривации;

2 – экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в ситуациях возникновения психолого-психиатрических проблем и генетически наследованных телесных и душевных отклонений и недугов у детей, подростков и взрослых.

Рассматривались многочисленные реальные примеры разрешения сложнейших ситуаций из опыта работы В.С. Мухиной: участие в организации психологической помощи пострадавшим от  землетрясения  в  Спитаке и Ленинакане (Армения) (1988-1989); работа в ВДЦ «Орлёнок» с подростками, пережившими ситуацию теракта в Будённовске (1995); оказание психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане (2004) и др.

 

  1. Устюжанин Филипп Романович (главный специалист Центра развития образования РАО, аспирант кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ) «Психологическое сопровождение подростка с трудностями в поведении, находящегося под опекой»

Рассматривался частный случай развития и бытия девочки-подростка, а также особенности опеки над несовершеннолетней. Материалом для анализа послужили результаты трёхлетнего лонгитюдного наблюдения за поведением и личностными особенностями подростка, живущего под опекой одинокой женщины в возрасте около 50 лет. Обсуждались: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности делинквентного подростка; психологические и социальные проблемы воспитания трудного подростка, возникающие в ситуациях обыденной жизни (дома, в школе, во взаимоотношениях с опекуном, сверстниками, учителями). Показано негативное влияние непростой наследственности и попустительского стиля семейного воспитания, а также синкретичных ориентаций подростка на себя и других, определяющих внутреннюю позицию.

 

  1. Дугарова Туяна Цыреновна (доктор психологических наук, профессор, аналитик Центра развития образования РАО, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ) «Кросскультурное консультирование: учет особенностей этнического самосознания на этапах онтогенеза»

Анализировались особенности оказания психологической помощи в условиях культурного многообразия. На примерах кросскультурного консультирования обсуждались вопросы: необходимости определения культуры, специфики этничности и расы; понимания значимости звеньев самосознания: имени, половых ролей в культурах; помощи в развитии этнического самосознания личности как представителя культуры; помощи в понимании своих взглядов на мир и того, как они соотносятся с семьёй и культурным происхождением; развития лояльности и гордости за свою культуру и семейные связи.

 

В обсуждении заявленных проблем принимали участие преподаватели и студенты-магистры различных психологических направлений и специальностей факультета педагогики и психологии МПГУ, что позволило получить бесценный опыт и поделиться уникальными открытиями в сфере оказание экспресс- и долговременной психологической помощи в обыденной жизни и экстремальных ситуациях.

17 / 03 / 2018

Показать обсуждение