Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Круглый стол по теме «Эффективность реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Новости Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ

28 февраля 2018 года в Центре профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации состоялся круглый стол по теме «Эффективность реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Участниками и спикерами круглого стола стали: Омельченко Е.А. – директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ; Микаелян А.М. – ведущий консультант Управления по укреплению обще-национального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве ФАДН России; Теплова Е.Ф. –  заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ;   Золотухин В.В. – старший преподаватель Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета; Ожиганова А.А. – сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук; Бернюкевич Т.В. – доктор философских наук, доцент кафедры истории и философии Национального исследовательского Московского государственного строительного университета; Двойнин А.М. – доцент департамента психологии МПГУ, член Исполнительного комитета Русского религиоведческого общества; Шонус И.Х. – проректор по социальной работе и комплексной безопасности МПГУ; Головин А.А. – директор Центра проектирования устойчивого развития институтов гражданского общества.

Со стороны Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации:  директор Центра К.И.Мачабели, заместитель директора А.А.Черкезов и сотрудники Центра.

В ходе круглого стола были обсуждены основные темы и вопросы:

Директор Центра К.И.Мачабели представил вновь созданную структуру и рассказал о целях и задачах Центра. Важнейшей из которых является выработка системного подхода и методологии к решению проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма в образовательной сфере и молодежной среде.

С докладом по теме круглого стола выступил сотрудник Центра Р.О. Сафронов. Были представлены: динамика выбора модулей ОРКСЭ и факторы, влияющие на выбор модуля; ожидания от курса ОРКСЭ с точки зрения государственной системы образования, учителей, религиозных организаций, школьников и родителей; цели и задачи курса, возможность их реализации в учебных курсах; соответствие целей и задач курса развитию целевой аудитории.

А.А.Ожигановой были показаны данные о выборе модулей ОРКСЭ, согласно которым, большинство школьников изучают модуль «Основы светской этики». Результаты опроса среди учителей и родителей московских школ говорят о том, что две трети учителей высказались в пользу изучения «Основ светской этики» и «Основ мировых религиозных культур». При этом, изучение религии в российской школе кардинальным образом отличается от аналогичных европейских проектов, в системе образования нашей страны не используется огромный международный опыт в сфере мультикультурного образования.

А.М.Микаелян сформулировал круг основных проблем, касающихся преподавания данного курса для дальнейшего направления в Министерство образования и науки РФ. Включая такие факторы, как учет возраста детей и уровня восприятия информации, равнозначность выбора модулей и то, что светская этика не может быть альтернативой конкретной религиозной культуре.

В ходе дискуссии, связанной с курсом ОРКСЭ, участники круглого стола рассмотрели возможность разделения детей по группам в соответствии с выбираемыми модулями, в зависимости от культурно – религиозных верований их родителей, неготовность учительского корпуса к преподаванию ОРКСЭ, отметили недостаточную проработку учебных пособий.

По итогам круглого стола экспертами были вынесены следующие рекомендации:

  1. Проведение масштабного и централизованного исследования (с привлечением современных психологических методик) о нравственных запросах и ожиданиях четвероклассников, и влиянии на них курса ОРКСЭ. Предварительно проведя тестовое исследование в одном из регионов Российской Федерации.
  2. Для повышения эффективности курса – оценить соответствие планируемых результатов курса уровню развития и уровню нравственных запросов учащихся четвёртых классов. С учетом модулей в основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  3. В целях достижения курсом ОРКСЭ поставленной перед ним задачи по воспитанию мировоззренческой и конфессиональной толерантности учащихся четвёртых классов предлагается проработать вопрос о целесообразности разделения детей на группы по конфессиональному признаку. А также, альтернативный подход в обучении, включающий проведение занятий без деления на группы и основываясь на принципе светскости Российской Федерации, закреплённом в Конституции.

В завершении К.И.Мачабели проинформировал участников круглого стола, о планах создания экспертного совета Центра, в котором будут состоять ученые и специалисты, на чьи исследования и знания Центр будет опираться в своей работе. Выразил благодарность всем участникам круглого стола за интересную дискуссию.

20 / 03 / 2018

Показать обсуждение